20 ноября
Осенние мастер-классы в Хорватии… Могла ли я подумать еще несколько лет назад, что поеду учиться на капитана. Я заболела морем и яхтингом, кто бы мог подумать!
Женя, наш капитан-инструктор, взял лодку в аренду в чартерной компании в марине Каштела. Марина находится в 15 минутах на такси от аэропорта г. Сплит. Лодка — Hanse 445/4/2, 2014 года выпуска, называется «Lynn». Очень похожа на «Джульетту», но поменьше и, конечно, не обжита, как «Джульетта». Это и понятно, лодка для чартера, только все самое необходимое, никаких излишеств.
Приезжаю уже поздно вечером, меня встречают равиолями, кормят усталого путника.
21 ноября, день первый, Каштела — Трогир
На борту экипаж: Михаил Малышев, Алексей Комарин, Ольга Золотуская. Инструктор Евгений Шкаруба.
Женя проводит инструктаж по технике безопасности, знакомимся с лодкой. Вот она, наша Линн, которая станет нам домом на ближайшие дни:
После инструктажа готовимся к выходу в море, прокладываем курс по карте, считаем магнитный курс, который немного отличается от истинного. Первые дни мы будем ходить по бумажным картам, никаких навигаторов.
Выходим из марины, дует сильный ветер со вчерашнего вечера. Свистело всю ночь, и продолжает в том же духе. В Хорватии лодки обычно стоят на двух кормовых швартовых и двух мурингах, заведенных на носовые утки. Лодка, которая стояла рядом с нами, ушла и мы перед выходом переставляемся немного подальше от подветренной лодки-соседки, чтобы нас об нее не приложило ветром при отходе. Идем к внешней стенке отрабатывать швартовки.
В процессе швартовок обнаружили, что не работает эхолот, вызвали представителей чартерной компании, они поменяли прибор. Пользуемся вынужденным ожиданием, чтобы пообедать.
Распределили судовые роли: Миша сегодня капитан, Леша — штурман, а я боцман.
Поставили паруса, идем в марину города Трогир. Ветер довольно бодрый, волна небольшая и попутная, почти не качает.
Входим в залив и не сразу соображаем где, собственно, марина. На мелкой карте ее не особо видно, Женя загадочно улыбается, отправляя штурмана копаться в лоции.
Марина оказывается за мысом, чтобы до нее дойти по заливу приходится лавироваться против ветра.
В 6 вечера благополучно швартуемся в Трогире и идем готовить ужин. После ужина гуляем по городу. Уже темно, но улицы старого города и старая венецианская крепость подсвечены.
22 ноября, день второй, Трогир — Рогозница
С утра занимаемся международными правилами предупреждения столкновения судов в море, сокращенно МППСС. Тема это обширная, за один день ее не осилить. После занятий отрабатываем швартовки в условиях поперечного течения.
Закончили отрабатывать швартовки около полудня и пошли на якорную стоянку, по пути заправились (еще одна швартовка :))
Я сегодня штурман, учусь ориентироваться по карте, брать пеленги, прокладывать курс.
На якорную стоянку рядом с городком Бископия заходили под парусами, попивая чай на кокпите. Женя заметно нервничал, но мы, по незнанию, не разделяли его беспокойства. При входе в бухту пришлось лавироваться. Маневр прошел удачно и мы позагорали полчасика на якоре. Изначально эта стоянка планировалась как обеденный перерыв, но мы поели на ходу, поэтому просто отдыхали.
Самое удобное место на лодке. Читаю лоцию.
Чтобы сняться с якоря, пришлось немного повозиться с якорной лебедкой. Сегодняшний боцман отдал всю цепь, и лебедка просто начала прокручиваться вхолостую, вместо того, чтобы тянуть эту цепь обратно. Будем знать теперь, что так делать не стоит.
На выходе опять лавируемся. Идем в местечко Рогозница, в пафосную марину под названием Фрапа. Погода стоит прекрасная, в меру тепло, средний ветерок. На входе в марину поймали рыбацкую сеть на перо руля. Женя сразу выключил мотор, чтобы не намотать ее на винт. Работники марины отбуксировали нас к пирсу, завтра будем разбираться, сегодня уже темнеет.
Вечером позанимались, поужинали и пошли гулять. Потом почти до полуночи смотрели кино.
23 октября, день третий, Рогозница — Шибеник
Утром попытались поговорить с работниками марины на счет водолазов. Работники сказали, что за рыбаков они ответственности не несут и могут прислать нам водолаза за 85 евро. Ребята решили нырнуть сами. Женя снял сеть с киля и пера руля. На винт мы ее не намотали, вовремя мотор выключили.
Позанимались знаками и огнями, а потом швартовками.
Идем в сторону Шибеника, лавируемся с большим креном. На обед встали на якорную стоянку, поели солянку на кокпите, я искупалась. Ребята уже не стали, им утреннего купания хватило.
Шибеник расположен внутри красивого залива с крепостью на входе. В заливе разминулись с лайнером, порадовались, что не в самом узком месте.
Встали у городской стенки. Вечером традиционно пошли гулять. Шибеник очень красивый город с крепостью на горе, кучей церквушек и узких улочек. А также очень длинной набережной, к которой пришвартованы разномастные лодочки.
24 октября, день четвертый, Шибеник — Скрадин
С утра позанимались, закончили МППСС. Начали писать тест. Тест очень объемный, вопросы разбросаны. Пока писали, проштудировали оригинальный текст документа много раз вдоль и поперек, что и требовалось. Сходили в магазин. Пока писали тест, Женя фотографировал лодочки.
Тренируем швартовки лагом и отход на носовом шпринге. Женя сегодня хмурый. Не оправдываем надежд?
В 11 уходим из Шибеника. Вдруг Женя ставит лодку носом в сторону стенки и говорит, что у нас сломался руль и надо срочно что-то предпринять, иначе врежемся. Мы сначала впали в ступор, а потом сообразили остановиться с помощью заднего хода. А потом Леша сообразил про автопилот, что было самым правильным решением. А еще оказалось, что у нас на лодке есть аварийный румпель. Это такая штуковина буквой «Г», которая вставляется непосредственно в механизм руля и ей вполне можно неплохо рулить.
Идем в Скрадин, это недалеко дальше по заливу. Проходим под мостом. Возле моста расположены устричные фермы. Разводят устриц и мидий. Покупаем и того и другого, очень недорого.
Перед Скрадином большое озеро. Поставили паруса, ветра почти нет, практически дрейфуем, что дает нам возможность поесть на кокпите мидий, запивая белым вином.
Неожиданно при входе в марину налетел ветерок. Хотели воспользоваться случаем и потренировать швартовки под парусом, но скорость очень большая, не успеваем завести швартовы. Убрали паруса, швартуемся под мотором. Пара белых лебедей сопровождает лодку, чуть ли не на корму выпрыгивают в надежде поесть.
Интересно, что работник марины подошел к нам только после третьего захода под парусом. По идее он должен был бы переполошиться гораздо раньше.
Вечером доедали мидии и ели устрицы. Легли спать пораньше, завтра собираемся рано утром идти на водопады.
Женя с Мишей героически вскрывают устрицы, непростая это работа.
25 октября, день пятый, Скрадин — о. Вис
Сегодня встали около 7 утра, чтобы успеть сходить на водопады до наплыва туристов и прибытия охранников. Но ничего не получилось, охранник был уже на месте и не пустил. Билеты начинают продавать только с 9 утра, пришлось развернуться и идти завтракать.
Купили билеты на кораблик, пойдем туда по морю, а обратно пешком для разнообразия. К сожалению, на своей лодке мы туда не пройдем, мост низкий.
После водопадов дописываем тесты и уходим на остров Вис. Сегодня у нас ночной переход, по прямой 56 миль, но придется лавироваться, ветер встречный. Так что посмотрим. Я сегодня штурман, прокладываю курс.
На выходе из Скрадина пообедали на кокпите, ветер пока слабый, идем медленно, чтобы можно было спокойно поесть. Лавируемся.
Вышли из канала в море около пяти часов. Ближе к шести уже темнеет. Очень красивый закат и полная луна. Лавируемся.
Часам в 8 вечера нам надоело лавироваться, включили мотор. Надо опять брать пеленги, рассчитывать курс. Надо будет в спокойной обстановке еще раз потренироваться, желательно при свете. А то пеленгатор глючит при подсветке его фонариком от мобильника.
Через 20 минут после включения мотора раздуло, появился довольно приличный ветер поставили паруса. Почти мчимся с хорошим креном. При попытке зажечь ходовые огни выяснилось, что они не работают. Чтобы не быть невидимкой включили белый круговой якорный огонь. Интересно, что о нас думают окружающие?
Ищу маяки. Сначала по карте, затем на местности. Считаю через сколько секунд они мигают. Есть в этом что-то успокаивающее — островок стабильности посреди бушующей стихии. Маяки все на своем месте и мигают как положено.
Пришли в Вис в 2 часа ночи. Во время швартовки слегка запутались с веревками и слегка приложились кормой. Всего прошли 70 миль.
26 октября, день шестой, Вис — Хвар
Стоим в Висе у городской стенки. Утром Женя проверил наши тесты и провел разбор полетов. Сдали. Потом пошли гулять по городу.
Курс, показанный здесь, даже приблизительно соответствует нашему маршруту.
После прогулки посмотрели погоду на ближайшие дни и пошли тренировать швартовки. Швартовались под парусом лагом, потом пошли на соседний островок. Ветер довольно сильный и встречная волна, поэтому решаем идти на остров Хвар, он немного больше подходит по ветру чем тот, на который мы собирались изначально. Идем под зарифленным гротом и половинкой стакселя, лодку качает на встречной волне. Встречная волна неприятная, нос лодки приподнимает, а затем шмякает со всей дури о воду. Периодически волна захлестывает бак, брызги долетают до рулевого. Зато на солнце можно видеть радугу в брызгах. Я сегодня была дежурным капитаном и рулила пол-дороги.
На закате дошли до Хвара и вошли в гавань одноименного города. Хотели встать лагом к городской стенке, но нам не разрешили из-за погоды. Встали на муринг, качает даже здесь, хоть и не так сильно.
Решили вечером на берег не высаживаться, позанимались радиосвязью и посмотрели кино на сон грядущий, пойдем гулять завтра.
27 октября, день седьмой, о.Хвар (Хвар — Врбоска)
С утра снова позанимались радиосвязью. Попытались вызвать гавань Хвар, но ничего не получилось. Вызвали береговую охрану Сплита, тоже тишина. Но они скорее всего нас не слышат. УКВ достает только в зоне прямой видимости.
Спустили на воду «тузик», надувную лодочку и высадились на берег. Пошли гулять наверх в крепость. Сверху открывается очень красивый вид на город, весь залив в общем и нашу лодочку в частности.
На этой фотографии видны 2 парусные лодки, наша та, что подальше и правее.
Когда мы спустились обратно к нашему тузику, то оказалось, что уже сильно раздуло и по заливу гуляет довольно сильная волна. Срочно возвращаемся на «Линн» и убегаем, пока нас не приложило обо что-нибудь. Все-таки на муринге лодка вертится во все стороны.
Идем на островок напротив, он совсем рядом и там есть очень хорошая защищенная марина.
Швартоваться в ней мы не стали, отрабатываем подходы кормой к стенке без завода швартовых.
Потренировавшись выходим из марины и идем на северную сторону острова Хвар. До этого мы были на южной его стороне. Прячемся под берегом от волны. Ветер сильный и будет еще сильнее с каждым днем вплоть до нашего отъезда. Но при этом он юго-восточный и на удивление теплый.
Вторую половину пути нам пришлось лавироваться на встречный ветер, так что пришли в марину Врбоска уже в темноте. Служитель марины пропустил наш вход и прибежал к нам, когда мы уже пришвартовались самостоятельно. Не ждал никого по такой погоде, очень удивился.
28 октября, день восьмой, о. Хвар, марина Врбоска — о. Брач, Милна.
С утра традиционно пошли гулять по городу, предварительно позанимавшись радиосвязью.
Это церковь-крепость. Сзади она крепость, а спереди — церковь.
Создается впечатление, что это местечко не туристическое, даже трудно сказать почему.
Много маленьких лодочек, видимо принадлежащих к какому-то клубу. На всех одинаковые флажки.
Настроили плавучий якорь. Это такое приспособление из плотного материала, чем-то напоминающее парашют. Используется для удержания судна в дрейфе носом к волне (не позволяет ему разворачиваться), а также для стабилизации курса в сильный ветер. Собираемся опробовать сегодня.
Привязали его на веревку и завели на утку, идем на якорную стоянку. Попробовали плавучий якорь в деле. Он тормозит яхту и стабилизирует ее при сильном ветре, заодно удерживает от сильной раскачки. В принципе, его можно использовать как своеобразный автопилот, закрутил руль на гайку и пьешь спокойно чаек, яхта сама держит курс.
В обед встали на якорь в небольшом заливчике. Пришлось бросить якорь на довольно большой глубине, так как в самом удобном для этого месте были рыбацкие сети. Создалось впечатление, что якорь держит плохо и лодку сносит потихоньку. Поставили дополнительный якорь «цугом», для этого запасной якорь с цепью 10 метров прикрепили к пятке основного, проверили, держит.
Вышли из заливчика и пошли на остров Брач. Оттуда уже рукой подать до Сплита. Ветер усилился, на порывах достигает 40-48 узлов. Мчимся на попутном ветре и попутной волне. Скорость с одним неполным стакселем 11 узлов.
Пришвартовались в марине Милна в 5 часов вечера, предварительно вымокнув насквозь. На улице проливной дождь и шквальный ветер. Тем уютнее внутри.
Пожарили картошку, посмотрели кино. Дождь немного утих, прогулялись немного вдоль залива. Набережные залиты водой, шторм. Пошли сегодня спать пораньше, завтра рано вставать. С 12 часов завтра красное предупреждение по ветру, надо успеть в Сплит, пока не началось.
29 октября, день девятый, последний, Милна — марина Каштела
В 5 утра меня разбудил звон часов на башне у которой мы пришвартовались. В шесть часов мы сели завтракать, а в полседьмого начали отходить от стенки. Идем под стакселем и на моторе, чтобы успеть. Ветер практически попутный, дует до 30 узлов. Домчались за 2 часа, я на руле. Все-таки великая вещь планирование!
Очень удачно по пути увернулись от нескольких дождей. Вошли в марину прямо между двумя дождями.
Женя филигранно вписался кормой в узенькую дырочку между парусниками. В сильный ветер это очень непросто. Практическая часть закончена. Осталось занятие по метеорологии и погулять. Всего прошли за эти дни 222 мили.
Уже вечером гуляли по Каштеле и наблюдали за волнами, заливающими набережные. На следующий день таксист сказал, что по радио говорили о 6-метровых волнах в открытом море. Тем приятнее быть на суше в такую погоду.
Текст и фото Ольги Золотуской.