1 ноября, Балтийское море, барк «Крузенштерн»
0900, ветер до пяти баллов, волнение и плохая видимость, из-за погоды на мачту нас сегодня не пустили. Тогда, пока нам не запретили и это, мы пробрались на бушприт.
Чувствуется первый крен.
1000, лекции в ходовой рубке, в штурманской и в радиорубке. Второй штурман Александр Рудольфович и Леонид (радиооператор), подробно нам все рассказывают и показывают.
1300, экскурсия в машинное отделение. Ничего не слышно. Грохот, но чистенько.
Были у рулевых механизмов. Здесь, у руля, видно, как закладывают руль под ветер до 20 градусов. «Крузенштерн» сильно приводится к ветру, надо бы ему передних парусов прибавить.
1400, вязали узлы под руководством старшего боцмана. Научился быстро вязать калмыцкий узел. До этого учил его по книжке, но вся прелесть калмыцкого узла именно в способе вязки, по книжке такому не научат.
1600, два часа рулежки ручным штурвалом системы Девиса. Старший боцман дал команду отключить гидропривод, подсоединил тяги управления штурвала и мы начали рулить. Курс 78 градусов. «Крузенштерн» заметно приводится, уваливаем его, закладывая руль (12 квадратных метров) под ветер до 27 градусов. Крутить руль тяжело и, главное, не чувствуется обратной связи: нагрузки на руле не то, что на чуткой «Джульетте», держать судно на курсе непросто. Спасает то, что «Крузенштерн» неповоротлив и мы успеваем реагировать на его рысканье. Одновременно штурвал крутят четыре человека. Наша вахта до шести вечера.
Стемнело, палуба освещена как театральная сцена. На юте, кроме м-практиков, никого. Машины застопорены, «Крузенштерн» идет под парусами.
2 ноября
0900, утром лекция на тему «Повороты оверштаг и через фордевинд большого парусного судна». Лекцию прочитал капитан «Крузенштерна» Михаил Петрович Еремченко. Оказалось, что у больших парусников с прямым вооружением все наоборот: поворот через фордевинд простой, брасопь реи и всех делов, а вот оверштаг — сложный. Когда судно приближается к левентику, паруса на реях забирают встречный ветер и начинают тормозить судно. Хода завершить поворот хватает не всегда. Тогда судно набирает задний ход, перекладывает руль на другой борт, брасопит (поворачивает) реи и так заканчивает поворот. Команда «Крузенштерна» делает поворот через оверштаг 15 минут в лучшем случае (но это редко), а на заднем ходу 1 час.
1030, подъем на мачты. Ходили по реям.
1330, на траверзе мыса Юменда экипаж «Крузенштерна» почтил память погибших на Балтике при Переходе Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941г.
1920, крен чувствуется по ватерлинии супа в кастрюле.
Любимые команды дня: «Брасопить реи! Равнение на брасах!»
Зубрилка действий при ситуации «Человек за бортом»: круг, тревога, наблюдение. Так учат на флоте.
Собираю мнение морских практиков о том, что дает участие в плавании на «Крузенштерне» нам, яхтсменам:
— понимание процесса управления большим парусным судном;
— очень нравится, что нам с утра обьявляют где, в каком море мы находимся;
— прогулочный яхтинг сегодня часто не несет правильного отношение к морю, а здесь это есть;
— возможность перенять живой опыт у тех, кто работает на барке;
— четырехразовое питание,
— погружение во флотский уклад жизни с обязаностями, правилами, авралами;
— нам комфортно на судне, нас здесь очень доброжелательно принимают все, от капитана до курсантов;
— осуществление мечты, думали, что это — как в космос полететь, о космических кораблях не мечтаем, но о плавании на таком паруснике мечтали, это как другая планета;
— взрослая площадока для лазания, нас здесь везде пускают полазать;
— понимание важности слаженной командной работы, яхтой можно управляться в одиночку, а здесь без ста человек поворот оверштаг не сделать;
— режим, спланированость, важность присутствия формальностей в морской жизни;
— расширение кругозора!
3 ноября
0830, парусный аврал. Уборка и укатка парусов. Легли в дрейф. До Питера всего 70 миль, а прийти мы должны завтра рано утром.
Два самых распространенных выражения на борту «Крузенштерна»: «Скажем так» и «Стоп-так!»
Команда «Стоп-так!» у нас любимая. Скоро по ней будем отличать настоящих парусников от не настоящих.
Команда занимается приборкой. Готовится к Питеру. Мы стараемся им не слишком мешать, больше предоставлены сами себе.
Залезли на фок рею. Поднялся к самому топу. Страх высоты начал отпускать, но руки предпочитают цепляться «намертво».
Вечером капитан вручил сертификаты матросов «Крузенштерна».
Смотрели конкурсные видео курсантов. Отличные ребята растут. Лучший фильм был у нашей буфетчицы Марины! Самый смешной, про танцы.
4 ноября
А что за конкурсные видео курсантов? На ютубе нет?