20 ноября.
0815, Снялись с якоря, заправились водой и вышли из Чарльстона. Ветер северо- западный, три балла.
Придется идти фордевиндом по разогнанной волне. Последние несколько дней ждали, когда стихнет северный шторм. Ветер стих, но так и не повернул на запад. Как я надеялся на багштаг с берега, этого не произошло. Был бы на борту еще хоть один мужичек, пошли бы на три дня раньше. Ждали погодного окна (weather window) как пишет лоция, чтобы сделать переход (offshore hops) длиной200 мильдо следующего подходящего «Джульетте» порта. Такой здесь берег и яхтинг.
Вчера на прощанье прогулялись еще раз по Чарльстону.
Несколько загадок перед стартом: — что это за цитрусовый? такой большой.
Или вот этот флаг в Чарльстоне.
Ну с этой ступенькой все понятно…
Привязал лошадку и поднялся по трапу в седло.
Всю недели здесь шли дожди и было холодно. Яндекс каждый день обещал «завтра» тепло, а «послезавтра» солнце. Солнце не выглядывало, температура не повышалась, а прогноз автоматически переходил на следующий день. Через три дня я заметил, что прогноз дается не только на будущее… Оказывается в Чарльстоне согласно прогнозу, вчера было солнце! Здорово, правда?
0930, прошли по фарватеру, поставили паруса.
1840, координаты 31*45N 080*07W. Пол дня ушло на то, чтобы понять, как нам правильно идти. Пытались идти под парусами. Но скоро ветер с трех баллов скис до двух, развернулся в корму, а волны выросли до полутора метровых и стали раскачивать лодку. Что такое хлопающий грот, наверное, многие знают. Волна кренит лодку на ветер, потом под ветер, паруса надуваются в разные стороны, хлопают, вся оснастка трещит, мачта гуляет из угла в другой угол неба. Хуже нет.
Пробовали лавироваться багштагами под парусами и толкаясь мотором. Идея такая: если ветер дует всего 10 узлов, а лодка идет курсом багштаг 7,5 узла, вы получаете около 13 узлов вымпельный ветер курсом острый багштаг. За него уже как-то можно держаться. Но не во всякую волну. Мы пытались. В какие то моменты кажется, что паруса зацепились за ветер, лодку подкренило, нет резких взмахов мачты, но приходит новая серия крутых волн, грот хлопает, как из пушки стреляет… В конце концов грот убрали, несем стаксель и толкаемся мотором. И это оказалось лучшим решением, да и волна стала мягче.
21 декабря.
0515, ветер 21 узел.
1230, зашли в залив Сент Огастина, благополучно прошли мелководье на котором резвилась прибойная волна и сели на мель внутри бухты, у берега. Пришлось вызывать буксир.
1530, встали на муринг в Сент Огустине. Попутно намотали веревку на винт трастера. Якорь не хочет опускаться. Хороший день, в смысле, бывают такие дни.
Сценки снятия с мели, пока еще не подошел буксир…
Прошли210 миль.
22 декабря.
Что это было, в смысле, со мной, когда мы наехали на мель… Не знаю. После того, как прошли каналом с моря, где действительно было очень неприятно, вдруг на ровной воде при работающем плотере заехать на мель.
Пытаюсь разобраться по порядку:
Перед этим не спал200 миль;
Вход через канал с Атлантики на этом участке побережья очень неприятный. Как правило это очень длинный до 15 миль канал среди мелей, через которые идет океанская волна. Вход в Сент Огустин возможен только в светлое время суток, глубина на карте не обозначена, потому что постоянно меняется. Вот так на большой волне, которая встает здесь на дыбы, нужно рулить по каналу, который плохо обозначен и быть готовым встретится здесь с мелью;
Прошли это место и зашли в широкую бухту. Тут расслабились, ощущение, что после канала идти можно везде — спокойная вода!
Сели на мель. Все что успел: сбросил скорость и отработал винтом назад. Но сели плотно. Сняться самим не получилось. Вода спокойная и грунт песчаный, проблема в сильном навальном ветре. Сели мы в верхней точке прилива.
Якорное устройство забарахлило, когда стартовали из Чарльстона. Завести якорь и вытянуть нас с мели, как мы это делали на Кубе, не получилось и времени чинить якорь не было. Пришлось вызывать буксир. Через 40 минут приехал катер и довольно легко снял нас. «Удовольствие» обошлось в 1440 долларов.
Был еще неприятный момент. Как только мы сели на мель, удалось подозвать рыбаков, моторную лодку. Семья американцев с удочками. Сразу согласились помочь, но после первой неудачной попытки бросили швартов и уехали — не захотели прервать своего отдыха.
Вывод понятный — быть внимательным не только в сложных ситуациях. Якорное устройство должно быть исправно и пора уже на «Джульетте» завести второй якорь!
Утро ремонтировал якорное и трастер. Потом гуляли по городу.
Сент Огастин, что то очень промежуточное на пути на юг. Что то от старого испанского города, сарайной Америки первопроходцев, много настоящего и еще больше бутафории. Порой непонятно — что и где.
23 ноября.
1155, снялись с муринга.
1230, прошли подъемный мост.
Вышли каналом в море. Очень неприятный вход и выход в канале. Плохо обозначенный проход, совсем рядом бушует волна на банках, глубина гуляет во все стороны. Хорошо местным, кто здесь постоянно ходи, а в не знаю канала идти очень стремно.
1320, поставили паруса, двигаемся на юг к мысу Канаверал. Ветра мало, хватает только чтобы не хлопали паруса на волне. Солнце. Тепло.
1450, координаты 29*42N 081*22W. Прошли мимо сорванного с якоря буя желтого цвета. Если на такой налететь ночью — будет серьезная авария. Рядом ходят несколько «рыбаков», думаю они сообщили о плавающем предмете в береговую охрану.
Вчера Артемий Лебедев в своем блоге объявил о нашем совместном плавании в июле следующего года. На почту посыпались письма от читателей и желающих. Смотрели статистику посещения сайта М-практиков. В начале года в день на сайт заходило около шестидесяти человек. Во время репортажа из Нью-Йорка, когда туда пришел Сэнди, количество посещений достигло тысячи человек, после этого на сайт регулярно заходит сто — сто десять читателей. Сейчас после анонса Артемия, переживаем еще один Сэнди. Эта статистика не может не радовать. Судовой кассе нужны полные экипажи.
1910, на траверзе правого борта город Дайтон Бич. Уныло плетемся тарахтя мотором. Ветер, который должен подуть с берега, еще только собирается это сделать. Убрал грот, чтобы не трепать паруса, лодку качает старая волна с океана.
2110, ветер с берега до двух баллов. И на том большое спасибо, ближе к мысу еще раздует. Выпили на баке бутылочку красного вина. Завтра наша Татьяна Григорьевна уезжает на родину.
24 ноября.
0030, идем мимо мыса Канаверал. На берегу мигают огнями вышки, наверное пускавые платформы. Жаль ночью идем – ничего не видно кроме огней. Согласно лоции мыс нужно огибать не ближе 7-8 мильот берега. Ветер три балла, багштаг с берега.
0330, уже первые мэйлы приходят из Сибири, а мы все еще огибаем мели вокруг мыса Канаверал. Поменяли багштаг на левентик. Убрали паруса, идем под мотором.
0510, пришли в марину Мыс Канаверал.
1050, взяли машину и отправились в Майями. Татьяна Григорьевна улетает в Архангельск, на Север.
Америка — страна для машин: огромные кары мчатся потоками в разных направлениях, жрут бензин, пьют «кровь земли» и мчатся дальше. Эти миграции четырех- колесых вселяют благоговейный ужас в начинающего водителя. Если бы не навигатор с женским голосом, говорящий русским языком пришлось бы нам не просто.
В три часа посадили Татьяну Григорьевну на самолет и поехали в гости к Василию и Нэлле Гусевым в Форт Лодердейл. Скоро придем к ним на «Джульетте» ремонтироваться и модернизироваться.
25 ноября.
Утром главное событие — посещение русского магазина. Магазин не такой как в Бостоне, но есть там много хорошего.
Дома после магазина тепло и вкусно.
… а в магазине грустно