26 апреля. Марина Каштела
Начинаем «Майский мастер-класс» для капитанов в Хорватии. В этот раз взяли в чартер Elan 444 «Ziva» 2012 года. Лодочка неплохая. Мне понравился убирающийся столик на телескопических ножках в кают-компании. Обычно эти столы стоят на двух ужасных трубах, длинных или коротких. Менять их замучишься. А здесь хорошо, ничего не заедает.
Отсутствующие крючки для одежды и полотенец — это всегдашняя особенность комплектации чартерных лодок, продолжающая удивлять своей тупостью.
В мастер-классе принимают участие: Дмитрий Друганов, Михаил Гончаревский, Максим Лунькин, Александр Шалкевич, Даниил Шкаруба. Инсктруктор Евгений Шкаруба.
27 апреля
С утра почти штормовой ветер от SE.
Прошли инструктаж по безопасности — лучший способ ознакомиться с яхтой.
Приняли лодку. Одна ручка лебедки не фиксируется и вылетает при нагрузке. Попросили заменить. Паруса на таком ветру открывать не стали.
Весь день тренировались маневрам на моторе, швартовались лагом к внешней стенке марины. Когда на «двадцатый» раз встали лагом к бетонному пирсу, слегка чиркнули бортом о бетон, совсем слегка, но я подумал: «Хорош, на таком ветру и волне нормальные люди не швартуются».
Потом крутили фордаки по дороге в Трогир, а потом слушали из каюты дождь.
Капитан сегодня Александр Шалкевич.
28 апреля
С утра ходили закупать продукты на рынок Трогира, потом занимались картографией в ресторанчике марины. В первую очередь занимаясь теорией проходим этот предмет, чтобы штурманы могли нести свои вахты на бумажных картах. Карплоттер в первые дни, как обычно, не включаем.
Среди курсантов распределены учебные роли: дежурный капитан, штурман, боцман, береговой матрос, матрос. Каждый день роли переходят по цепочки. Если сегодня ты матрос, то завтра будешь боцманом! Будешь отвечать за порядок на палубе, веревки, швартовки. Потом станешь штурманом, сядешь за карту и вахтенный журнал. Еще один день — и ты уже капитан! Ведешь судно через шторма и рифы. И, наконец, вершина карьерного роста — ты снова самый простой палубный матрос, не за что не отвечаешь, свобода полная! И так по кругу в течении всей практики.
1240, отошли от понтона, начали отработку швартовок лагом к строй городской набережной Трогира. Если для штурманской практики мы в первую очередь учим картографию и навигацию, то для отработки швартовок нужен буксирный узел.
1326, закончили швартоваться, выходим из залива.
1334, встали под паруса.
1430, ветер на порывах до 33 узлов от SE. Лавируемся под ветер, крутим фордаки. Время от времени брызгает дождиком.
1510, зашли в бухту Старый Трогир и встали на якорь у подветренного берега. Выяснилось, что стопор брашпиля якорной лебедки был не затянут. Цепь стравилась сама, вся до жвако-галса.
Обедали.
1720, снялись с якоря. Идем в сторону Шибеника.
1730, «У вас есть на борту ракеты? Справа к вам подходит судно, оно ищет вас. Если можете, стреляйте ракетами», — слышим сплитское радио, идет спасательная операция. К сожалению, не слышим терпящую бедствие лодку.
2040, ливень, попутная волна до полутора метров.
2110, встали к стенке Шибеника.
Капитан Максим Лукин.
29 апреля
Гуляли по городу. Утром снова занимались навигацией.
1220, начали заниматься швартовками. У городской стенки Шибеника все занято моторными яхтами, перешли в правый рукав залива, здесь у наружных понтонов марины, не обозначенной ни на каких картах, швартовались около часа.
1400, закончили швартоваться. Заправились у станции Лукойла. Идем в канал, в сторону Скрадина.
1420, купили мидии и каменицы на одной из ферм, которых полно здесь. Встали под паруса, лавируемся против порывистого ветра.
В который раз убеждаюсь, что прохождение этого канала против ветра под парусом — отличное упражнение. Ветер в канале переменчивый, лодку бросает в разные стороны. Самое стрёмное оказаться без хода совсем рядом с берегом. Держать всё время включённым мотор — неспортивно, а включить его быстро не получится, неудобно расположен щиток управления. Одним словом, есть о чем понервничать. С другой стороны, факт того, что можно такой канал пройти под парусом, должен присутствовать в сознании капитана.
1620, закончили лавироваться.
1658, встали на якорь под парусом в озере Проклянское.
1815, снялись с якоря.
1850, пришвартовались в марине Скрадина.
Капитан Даниил Шкаруба.
30 апреля
Утро посвятили водопаду Кырка.
1255, вернулись на лодку и отошли от причала. Сезон в Хорватии всё еще не начался, поэтому в марине Скрадин просторно. Отрабатываем швартовку кормой прямо среди понтонов марины.
1345, закончили швартоваться, вышли из Скрадина. Солнечный погожий денек.
1400, начали маневры под парусами, ложились в дрейф, отрабатывали постановку на якорь.
1600, под глухо зарифленными парусами отлавировались в канале. Сегодня ветер сильнее и ровнее, лавировка прошла легче, хотя мотор мы в этот раз глушить не стали.
1622, прошли Шибеник. Выходим в море.
1638, встали под глухо зарифленные паруса. Ветрено сегодня в море. Лавируемся в сторону городка Водице.
1755, пришли в марину Водице. Занимались МППСС.
Капитан Дмитрий Друганов.
1 мая
Праздник Труда.
Утром занимались «Огнями» и «Звуковыми сигналами».
1055, отошли от пирса. Сегодня пятый день практики, при отходе специально не появляюсь в кокпите. Капитан сегодня Миша Гончаревский. Идем в сторону крепости канала Шибеника, швартоваться.
Согрел себе молока. Прицепилась ко мне простуда аж с Архангельска, никак не может отцепиться.
Встали на якорь под парусом. По пути сняли короткое видео.
1250, швартуемся к причалу крепости на входе в канал Шибеника. При отходе от причала не увидели вовремя, что мимо прошел катер. Волной раскачало лодку — чуть задели корпусом бетонный причал. Что нам так везет в этом году?
1355, закончили швартоваться у крепостицы.
Видели тримаран — чудо. Это такая невиданная еще мной развлекуха чартерных лодок. Три довольно крупные посудины с народом на борту пришвартовались друг к другу лагом, так дрейфуют и лениво маневрируют в бухте. Кто-то спускает тузики, перевозит экипажи к причалу крепости, кто-то загорает на палубе, хорошая тема для большой компании.
1505, встали на якорь. Обедали.
1735, лавируемся мимо острова Муртер.
1917, пришли в марину Пировац. Каждый год в Хорватии появляются новые с иголочки марины. Яхтинг процветает!
Сдавали тесты МППСС.
2 мая
Занимались темой «Метеорология».
1150, слышим переговоры береговой охраны с катамараном «Матиа». Катамаран терпит бедствие, к нему посылают помощь.
1205, занимаемся швартовками.
1255, закончили швартоваться. Вышли в Рагозницу. Дует умеренный NW.
1445, вяжем шесть узлов: «Восьмерка», «Прямой», «Шкотовый», «Беседочный», «Выбленочный», «Рыбацкий штык».
Результаты первой попытки: Миша — 1,02′, Даня, — 1,15′, Максим — 1,59′, Саша — 2,12′, Дима — 3,09′. Слабнькие результаты, потому что первая попытка, так всегда.
1535, встали на муринг на обед рядом с островком Какан.
1610, снялись с муринга.
1629, встали под паруса, идем в марину Фрапа. По пути пытались на практике понять, что лучше — идти «бабочкой» или лавироваться багштагами.
1920, пришли в марину Фрапа.
Тесты по «Метеорологии».
Капитан Александр Шалкевич.
3 мая
Занимались «Радиоделом».
Прочищали сливную трубу мойки на камбузе.
Швартовались к наружнему понтону.
1400, отошли от пирса марины Фрапа.
1425, начали тренировку. Крутимся вокруг островка с маяком под парусами. Идеальное упражнение для новичков — короткая лавировка на ветер, уваливание, поворот фордевинд. Коротко, содержит почти все элементы управления парусным судном.
Капитан Максим Лунькин.
4 мая
Занимались «Радиоделом».
1230, спасаем человека в заливе Виса.
1340, спасли десяток человек.
1545 встали на муринг у острова Св. Климент. Обедали и купались.
1620 снялись с муринга, идем в Хвар. В Хваре у стенки не оказалась свободных мест, но есть места на мурингах.
1655, встали на муринг в Хваре.
Капитан Даниил Шкаруба.
5 мая
Капитан Дмитрий Друганов.
1020, снялись с муринга.
По пути в Каштелу зашли на Брач, пришвартовались у стенки городка Милна. Заходили и обедали у стенки гавани Сплита. Одним словом, прошли по тем гаваням, которые еще не успели посмотреть в округе Сплита.
1700, пришли в Каштеллу. Намотали 218 миль. Удобная ссылка от чартерной компании. Можно увидеть треки на каждый день:
https://web.sentinelmarine.net/#/shared/route/dfeb2951a8594e6aaf96f085ee730438
Благополучно сдали лодку, завтра утром разъедимся. Практика закончена.
Фотографии: Даниила Шкаруба, Дмитрия Друганова, Михаила Гончаревского, Евгения Шкаруба.