Обучение яхтингу. Мастер-классы в Хорватии, 3-9 мая

Продолжаем учебное плавание по Хорватии. В субботу уехал домой Алексей Солдаев. Нас осталось пятеро. На борту лодки «Тигр»:  Максим Барков (Калининград), Денис Забродин (Москва), Игорь Кулаков (Москва), Вячеслав Башмаков (Новосибирск), Евгений Шкаруба (Новосибирск).
Первую неделю практики мы шли на север от Сплита. Побывали в маринах Трогира, Рогозницы, Шибеника, Скрадина, Виса и вернулись обратно в Сплит. Теперь наш путь идет на юг, в Дубровник. Плавание по Хорватии удобно в любом направлении. Почти везде по пути можно выбрать подходящую марину или якорную стоянку. Острова прикрывают берег от волны, в проливах, как правило, есть ветер. Выбирать, куда лучше идти, на север или на юг, правильнее всего на месте, посмотрев свежий прогноз погоды. Направление ветра часто меняется, поэтому правильно идти с попутными ветрами, имея ввиду то, что через какое-то время ветер переменится и вы сможете вернуться в точку отплытия.
Мы продолжаем тренироваться швартовкам, работаем с парусами и ведем штурманскую прокладку. Кроме того, я стараюсь показать все самые «козырные» местечки Хорватского побережья. Благо, их здесь много. Старые городки и крепости, деревушки в заливах, природные заповедники… Если кто-нибудь из сегодняшних курсантов надумает взять лодку и еще раз пройтись по знакомым местам, ему будет легко развлекать своих матросов и немного легче ориентироваться в уже известных маринах. «Плавали — знаем!» — это великая истина для тех, кто действительно плавал.
После публикации в фэйсбуке  анонса записи о мастер-классах, под фотографиями с матросами, обменивающимися веревками, был задан вопрос: «Зачем бросать швартов?» Мол,  тренируете работу рулевого, зачем каждый раз веревку заводить? Отвечаю. 



Думаю, не ошибусь, если скажу, что девяноста девять процентов яхтсменов с чартерных лодок не имеют возможности регулярно практиковать швартовку, ни в качестве рулевого, ни в качестве матроса. Бросать швартов одновременно и просто, и не просто. Сложность в том, что швартовка для неопытного человека — это в той или иной мере стрессовая ситуация. Обратите внимание, как часто веревку не докидывают или кидают так сильно, что матросы на берегу получают ею в лицо. И при этом почти никто принимая швартов не вытягивает руку в сторону с тем, чтобы веревку кидали в нее. Скажете, не считают нужным, стесняются? Нет, потому, что думают о другом: о том, как бы не промазать, как бы справиться с «буксирным» узлом на тумбе, не запутаться, да и ПРОСТО ВОЛНУЮТСЯ. Чтобы швартовка проходила легче, нужно хотя бы самые простые вещи (например, такие, как передача веревки) довести до автоматизма. Во время тренинга можно  поставить себе задачу довести тот или иной навык до изящности (т.е. хорошей морской практики). Все это требует наработки. И это совсем не мелочь.
Что касается рулевых, им тоже полезнее тренировать подход, когда на берег заводят швартов. В этом случае задача рулевого усложняется: лодку нужно вовремя остановить, дождаться, когда швартов будет заведен на берег, а после этого попробовать передним ходом, использую заданный швартов, «вывесить» лодку на ветру. Все это тоже требует навыка.
3 мая. Сплит.
Немного побродили по городу, потолкались в сувенирных лавках, вернулись на лодку и в 1440 и вышли из Марины.
1720,  ветер 27 узлов. Идем с сильным креном, курсом галфвинд левого галса. При очередном порыве ветра открылась дверца шкафчика с посудой и на пол успела выпрыгнуть пара стеклянных стаканов. Разбились вдребезги, конечно.  Взяли рифы на гроте и генуе.
1900, пришли в гавань Хвара. Собирались встать к городской стенке, но туда нас не пустили. Зато указали на несколько швартовых буев в северной части бухты. Благополучно пришвартовались к одному из них. Сейчас в Хваре полно свободных мест, не сезон, а летом будет не протолкнуться.
4 мая.
Рано утром.

Прогулялись к крепости на горе.


0810, вышли из  Хвара.
0840, тренируемся вставать на якорь в бухте острова Св. Климентий. Бухта расположена на противоположном берегу острова, напротив марины Палмижана. Если летом в марине нет мест, можно обогнуть остров и встать на якорь здесь, 43*09.4N 016*23. 7E. Отсюда до марины 5 минут пешком. Бывает, что и бухта к вечеру  заставлена яхтами. Тогда есть хороший вариант: положить якорь в сторону центра бухты и завести с кормы швартов за одну из сосен, на берегу их полно.
1040, вылетел автомат якорной лебедки. Странно, особой нагрузки  на лебедку не было. Выбрали якорь вручную и пошли дальше. Позже нашли (Слава нашел!) место расположения автомата якорной лебедки. В следующий раз при приемке лодки нужно обязательно спрашивать, где этот автомат находиться. Вообще, ситуация стремная: мы на якорной стоянке, якорь волочиться по грунту, уже не держит, но и не дает маневрировать, нас несет на лодки с подветра…
Идем в Корчулу.
1200, порывы ветра в проливе  между Хваром и Корчулой до 35 узлов. Штормовой ветер и отсутствие волны — очень хорошо.
1640, пришли в Корчулу.



5 мая.
1050, вышли из марины Корчулы.
1110, встали на якорь в бухте рядом с Корчулой. Встали без всякой нужды, потренироваться. При подъеме якоря автомат вырубался раз пять подряд. Что-то с ним не так, не рассчитан на рабочую нагрузку.
Идем на остров Млет. В программе: тренинг, велосипедная прогулка и ужин томленой в углях ягнятиной. Это место я хорошо знаю.
1440, начали тренировку по подходу к бую в бухте Полач.
Пока тренировались, я быстренько приготовил фруктовый салат. Это блюдо невозможно испортить. Отлично подходит для жизни на борту. Можно научить любого яхтсмена, главное — желание и свежие фрукты.
1650, встали у ресторанного причала в городке Полач. Координаты 42*47.2N 017*22.8E.  Заказали ужин и поехали кататься на велосипедах.

Вечером вернулись на лодку.
6 мая.
Переход в Дубровник.
1640, швартовка.

7 мая.
Утром прошли по стенам старого Дубровника.




1440, вышли из марины.
1600, тренировались швартоваться к причалу на острове в городке Лодуд.

Правильно, когда у матроса на швартовых злое, сосредоточенное выражение лица.


Любопытное судно.

Вблизи напоминает большой лакированный сундук, хотя вооружение и дельные вещи исполнены добротно.

И даже паруса, которые скручиваются в реи!

1810, пришли в городок Спанка-Лука.

Ужин на борту.

1950, вышли в море. Идем в Корчулу. Занятие по ночной навигации в Млетском канале.
8 мая.
0100,  пришли в маринау Корчула.
1040, вышли из марины.
1530, зашли в городок Сукурудж, хочется чего-нибудь вкусного на обед.

2010, лавируемся в Хварском канале. Ветер до 30 узлов, идем с глухо зарифленными парусами.
1020, пришли в марину Врбоска.
9 мая.
Солнечное утро. День Победы! Дорогой сердцу праздник! Праздник, когда так хочется быть дома.
Светлая память и благодарность нашим дедам, тем, кто защищал Родину: Михаилу Герасимовичу Шкаруба, Павлу Ивановичу Гуржий, Александру Анфимовичу Забродину, Гавриле Николаевичу Башмакову, Виктору Константиновичу Сафронову, Александру Владимировичу Баркову, Леониду Владимировичу Акселерод.
Небольшая коллекция монет 1945 года в честь Великой Победы.
За праздничным завтраком смотрели парад Победы в Москве, поминали своих. Радостное настроение.
0910, вышли из марины, идем в Сплит, сегодня подходит к концу наша практика.
1200, Слава заканчивает сдавать экзамены по навигации.
1630, пришли в Сплит. Швартовка в марине прошла на хорошо с плюсом. За время практики мы: прошли 450 миль, сделали два ночных перехода, не сосчитать сколько швартовок, сломали и починили рулевое устройство, погуляли по Хорватии — отвели душу, одним словом!

1 комментарий к “Обучение яхтингу. Мастер-классы в Хорватии, 3-9 мая”

  1. Уведомление: Эгейское море. Часть II. Киклады, 19-26 июня

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − 13 =

Прокрутить вверх