Остров Пасхи, Ханга Роу.
После аварии на переходе Галапагосские острова — о. Пасхи, «Джульетта» потеряла мачту. Сейчас, из палубы торчит обломок старой мачты, который мы не смогли вытащить своими силами. За несколько дней нам нужно придумать и сделать временное вооружение, под которым нам предстоит дойти до островов Французской Полинезии -2300 миль.
27 мая.
Начали ремонт лодки. На все про все у нас есть неделя, не больше. Поэтому времени терять некогда.
Алексей и Андрей командированы за соляркой, дополнительными топливными канистрами, механиком.
Мы с Сашей Подрезовым пытаемся организовать подъем мачты. Своими силами это сделать не возможно, мачта слишком тяжелая. Нужен кран. Напротив на якоре разгружается небольшое грузовое судно. Поехали поговорить с капитаном, он не против, попросил подождать пяти вечера.
Попутно решаем задачи с генератором (из поддона хлещет вода, оказывается лопнул один стальной хомутик.
Ветер поменялся на Северо-западный. К пяти поднимается сильное волнение, сегодня мачту вытащить нельзя, все переноситься непонятно на какой срок.
Единственное что удалось — купить канистры для топлива и заправиться дизелем.
Переходим на южную часть острова, на якорную стоянку закрытую от ветра и волны.
28 мая.
С помощью владельца небольшой местной мастерской по ремонту лодок, смогли договориться о подьеме мачты.
Пришли в небольшую бухту Анга Пико со стремным входом и грузовым причалом. Здесь ждут бразильскую яхтсменку одиночку, у которой большие проблемы с лодкой и из-за которой нас не пустили к этому причалу вчера. Сегодня мы договорились, что простроим у причала пару часов, выдернем мачту и уйдем на якорную стоянку.
Вход в Анго Пико показывает лоцман. Смотрел на местном сайте, как много лодок лежало на окрестных камнях. Не хочется рисковать.
http://www.portalrapanui.cl/rapanui/sailboat.htm
Кран, который ждет бразильскую яхту, без труда вытаскивает нашу мачту.
Труднее вытащить нижнюю часть, но и с этим справились.
Стоим здесь до утра.
К вечеру северо-западный ветер набирает силу, «Джульетту» начинает болтать у стенки.
29 мая.
Ночь у стенки в бухте Анга Пико прошла неспокойно. С океана заходит тягучая волна и треплет лодку у бетонной стенки. Утром долго сомневался, не лучше ли уйти на якорную стоянку.
Решили остаться.
Владелец мастерской Сердж с Сашей Подрезовым, увезли обломки мачты в мастерскую. Сердж – чилиец, живет на Пасхи тридцать лет. Занимается ремонтом яхт, которые по моему ощущению, ломаются по пути через океан через одну. Те яхты, которым удалось дойти до острова без поломок – выбрасывает на камни уже здесь на якорных стоянках вокруг острова. Погода на Пасхи такая, что ветер меняется постоянно и приходится переходить со стоянки на стоянку каждые пару дней. Чуть зевнул и ты уже на камнях. Закрытых бухт здесь нет. Даже если стоишь на подветренной стороне острова, с океана заходит зыбь. Очень и очень сложное место для мореходства.
Когда я закончил дела на лодке – поднялся к Серджу в мастерскую, здесь познакомился с напарником Серджа – местным рапанайя, Туки. Рапанайя, народ с полинезийскими корнями, который живет на острове Пасхи издревле. Таки из знатной семьи, которая участвовала в борьбе за независимость острова Пасхи от Чили совсем недавно.
Туки участвовал в известной экспедиции Мата Рани которая была организована американцами двадцать лет назад. Туки вспоминает свое участие в экспедиции, дома хранит вырезки из журнала где он с чилийским президентом и прочими официальными лицами.
Вот их Корабль Мату Рани
Днем мы заезжали к нему домой и вдруг после кофе, он принес кусок парусного брезента с Мата Рани – кусок паруса, с рисунками и подписями. Подарил нам на память и счастливый переход через океан.
Теперь на «Джульетте» есть такой талисман.
По пути на Пасху я думал, что сломанные части можно будет соединить набив в профиль доски, трубы и прочее барахлишко. Но, когда я объяснил идею Серджу и Туки, они авторитетно заявили, что для такого дела нужен эвкалипт.
Поехали с Туки за эвкалиптом. Взяли бензопилу и в лес. Кто пишет, что на пасхи нет деревьев ошибается, еще пока есть.
Выбрали побольше и давай пилить.
Дальше Туки и Сердж начали строгать нам новую мачту. Мастерское владение бензопилой завораживает.
Вот так к ночи мы почти соединили нижнюю и верхнюю части мачты. пол куба эвкалипта и готово.
30 мая
Утром пришлось уйти от стенки Анга Пико, где нас трепало две ночи. Море успокоилось и началась разгрузка грузового судна, которое стоит на рейде. Наша стенка нужна для швартовки грузовых барж. Встали на якорь напротив поселка. Лодка отдыхает на просторе. А нам теперь, каждый раз когда едем на берег, на тузике, приходится преодолевать полосу прибоя. Каждая поездка это настоящее сафари по волнам.
Фотоаппарат нужен для подводной съемки снимать наши поездки на берег.
Работа по изготовлению временного вооружения на острове Пасхи идет полным ходом, а тем временем, Максим Логутенко собирает нам посылку из Франции с новым вооружением. На носу, также, экспедиция с Темой Лебедевым, сроки поджимают со всех сторон, но мы полны решимости успеть.
из переписки Полины с Темой.
«Тема, здравствуйте.
Нашли мачту. Заказываем также и потерянные с ней детали. Доставить посылку в двадцать шесть метров длинной возьмется не каждый. Сейчас настраиваемся на корабль из Ля-Рошеля до Таити, отправляющийся 15 июня. В пути — 22 дня. В Полинезии он будет к 8 июля. Ремонт займет неделю. То есть — к началу экспедиции успеваем. Главное, чтоб «Джульетта» благополучно преодолела путь от Пасхи до Полинезии… »
В мастерской у Серджа нижняя часть мачты готова, начали делать верхнюю часть. Решили использовать все тот же эвкалипт.
Здесь на острове Пасхи, вместо молотков и кувалд часто используют машины.
Не знаю, как бы мы справились, если бы не приехал Саша Подрезов.
Завтра будем придумывать рангоут.
31 мая, пятница.
Я давно заметил, что в пятницу хорошо заканчивать дела. Так вот, мы поставили мачту! Самому не верится, но вот получилось.
Но перед тем как ставить, конечно нужно мачту покрыть рисунками… и это н епросто рисунки.
Еще несколько деталей и в путь. Топовая оковка.
Повезло с погодой, не качало у стенки.
В отверстие в палубе попасть легко — а вот ниже, на посадочные шипы — не просто.
Такелаж будем придумывать завтра, а сегодня и так удачный день.
Уехали домой Миша Косарев, Игорь Ивлев и Саша Горожанцев. Привет, Родине!
1 июня.
Кажется, я уже понимаю на рапануйя, во всяком случае, когда речь идет о такелаже.
Весь день посвятили штангам и ахтерштагу.
Работы невпроворот, головы не поднять. Это чувствуется и по фотографиям которых сегодня совсем немного.
Мачту и блоки проверяли Туки килограммами, а на нашем фоне поднимают яхту Элизабет, ту что перевернулась недавно по дороге вокруг света.
Параллельно сделал ТО двигателю. Первый раз сам. Все получилось кроме смены крыльчатки помпы водяного охлаждения. Ума не приложу, как туда залезть.
А вот несколько рапануйя с причала. Такие лица.
К вечеру, ветер прокрутив очередной циркуль вокруг острова отошел на Северный. С моря к стенке пошла война и мы перешли на южную стоянку. Саша Подрезов остался на лодке. Вряд ли он выйдет на связь пару дней, там не ловит телефон. Но во всяком случае, Саша благополучно преодолев прибой, добрался до лодки. Это я для родственников.
2 мая.
С утра всеми силами навалились на грот. Намотали нижнюю часть на гик и прикрепили гик к мачте.
После обеда Туки и Сердже устроили церемонию Уму Тахи, жертвоприношение, чтобы снискать благосклонность Богов Рапануйя для «Джульетты» и ее команды по пути на Таити.
Я много фотографировал во время церемонии, но утром, как только собрался опубликовать фото — они загадочным образом исчезли с карты. Значит обойдемся без лишней огласки.
Из разговоров с Туки, Сердже и их родными:
— Анекдот про русского и рапануйи — Русский приезжает на остров Рапануйя и говорит — «Дайте мне небольшой кусок железа и я сделаю огромный корабль», рапануйя отвечает — «Дайте мне десять женщин и я заселю этот корабль людьми».)))
— На острове всегда соперничали две расы — с короткими ушами (мочки ушей) и с длинными ушами. Длинноухие считаются настоящими Моайя. Королевская династия. Наш Туки конечно из длинноухих, хотя клан Туки — клан рыбаков.
— Остров Пасхи или как Туки говорит, Рапануйя (в переводе — большой каменный остров) дверь в Полинезию. Мы через нее прошли.
— церимонию Уму Тахи ,Туки проводил на берегу Ага Пико, где мы снимали и ставили мачту. Здесь их родовое место для этой церемонии. Когда мы возились с краном и мачтой, море было на редкость спокойным, но как только мы закончили ремонт и отошли от причала, море словно вскипело. Сейчас здесь бушуют волны похожие на цунами. Туки и Сердже в один голос говорят, что это хороший знак.
Честно говоря, я не был уверен, что мы сделаем эту мачту за неделю и вот, пожалуйста сделали. Удивительно.
Когда началась вся эта катавасия с мачтой – мы решили, что нужно «пробиваться» на центральные новостные каналы, это поможет решить вопросы быстрее. К сожалению или к счастью, дальше поморских новостей, где мы фигурируем, как архангельские моряки с терпящем бедствие зоопарком, из фильма «День радио», пойти не удалось.
На Первом Канале нам сказали, что если все живы, то в новости наша история не годиться. Хорошо, да?
Сроднился с этим местом и с людьми, которые нам помогал. Почти жалко уезжать.
3 мая.
Ночью северный ветер усилился, волна в бухте Ага Пико стала похожа на цунами. К утру яхта, которая стояла в бухте оказалась на камнях, днем ее подняли на берег краном, но уже без рулевого пера.
Мы почти готовы, ждем попутного ветра. По прогнозу, завтра с обеда ветре начнет заходить к югу. Стоим на южной стоянке Винапу, под ветром острова, но и сюда заходит большая волна.
А переправа с берега на лодку напоминает спасательные операции.
Сегодня рабочий день ушел на проводку стоячего такелажа:
— сделали веревочные багштаги из обрывков фалов,
— завели дублирующие ванты из швартовых концов,
— провели дублирующий штаг из веревки,
— разобрались с фалами, завели пару запасных.
Пару часов пришлось провести в беседке наверху, неприятное занятие, когда лодку качает, зато теперь, мачту окутывает целая паутина веревок.
И флаги, конечно. Под правой краспицей.. с права, флаг острова Пасхи — Рапануйя.
2102, сидим с Серегой Чистяковым в интернете. Замечаю, что в фэйсбуке нет никого. Спит Россия, говорю. Серега говорит — С тяжелого похмелья.
В гостинице, куда я прихожу за интернетом и ночлегом, каждый день — хорошо вечером. Горит огонь во дворе ресторана. На заднем дворе ресторана -гостиничный номер, а мы единственные постояльцы палатки ****. Темень вокруг, прохладно, и тут костер… прелые листья, настоящая осень.
Женя, сюда бы гафель вертикальный прилепить, парус на сегарсах да слаблине крепить, ну до 26 метров далеко, но может на первый ряд рифов на гроте хватило бы. Если помнишь вооружение старинных гафельных судов. Вроде просто реализовать.
Уведомление: Подробный отчет о поломке и ремонте мачты в Тихом океане. Кругосветное путешествие на яхте Джульетта
Уведомление: Франция 2016