Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Гавана

Морские практики

Игорь Кулаков

Архивы

11_deel_logo

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Рассказ Натальи Низнайко о путешествии на яхте

Публикую рассказ морского практика Н. Низнайко о нашем путешествии по Норвегии летом этого года.

Осло – Берген — Осло


В этот день взорвали Осло. А мы прилетели. Дома стали волноваться, думая, что мы находимся в эпицентре взрыва. Так, от тех, кто в Москве слушал новости, мы узнали, что безмятежный норвежский век стал историей. Мы – это Андрей, Ольга и я. Было 22 июля. Спустя две недели мы оказались-таки в Осло и увидели горы цветов по всему городу – очень много. А в первый день проездом сквозь центр еще неизвестного города увидели оцепление, много полиции, ощутили тревогу в воздухе. Поезда ходили с перебоями. От аэропорта вместо поезда поехали на автобусе. Через несколько минут после отправления водитель притормозил около небольшой железнодорожной станции, и, пробежав за уже отошедшим поездом, остановил его (!). После недолгих переговоров из автобуса все сели в вагон. Никто из ехавших с нами людей не понимал до конца, что происходит, но все при этом были спокойны. Мы решили тоже не очень волноваться. Двигаясь в направлении массовых перемещений, мы все-таки добрались до Осло. Еще одна пересадка, и мы на заключительном этапе пути к «Джульетте» – нашему плавучему дому на ближайшие две недели.

К ожидавшей нас яхте мы добирались в Берген – один из самых красивых городов Норвегии, как обещали нам путеводители. Они же описывали дорогу на поезде от Осло до Бергена как сказку. Сказка случилась ночной и туманной. Предполагаемые белые ночи оказались не настолько светлыми, как от них ожидали. Но даже сквозь облака и дождь в 4 утра было понятно, что мы въехали в другое измерение. Водопады, горные речки, совершающие путешествие рядом с поездом, одинокие домики, в которых, по-видимому, живут тролли (по крайней мере, в это время суток), бесконечные озера с бесчисленными маленькими островками – в сумерках все это казалось нереальным. В 6 утра в полудремотном состоянии и с воспоминанием о норвежском сне мы вышли из поезда. Женя нас встречал. Весьма, надо сказать, приятно, когда тебя ждут в новом незнакомом месте! Старый город, в который мы попали, сразу выйдя с вокзала, оказался продолжением ночной сказки. Ганзейская набережная (находящаяся под охраной ЮНЕСКО) и часть городка на горе над этой набережной явно строились норвежскими гномами: чудесной кривизны деревянные домики тесно прижались друг к другу, защищая от холодных северных ветров какую-то тайну.

Через пару часов сказочно-таинственный флер немного развеялся – туман поднялся, проглянуло солнце, и толпы туристов, по большей части японского и русского происхождения, заполонили набережную.

Вместе с дневной реальностью появились и наши попутчики – Катя, Олег и Гера и мы стали обживать яхту. Еще день мы провели в Бергене, ходя по картинным галереям, рыбному рынку и приобщаясь к культуре ганзейских купцов. Старинный купеческий быт своим аскетизмом порой и вправду напоминал скромный уют гномского дома. Особенно очевидным это становилось при знакомстве со спальней, в которой жили приезжавшие на обучение школяры: кровати располагались в два этажа в простенках между комнатами или в шкафах. Дверки плотно закрывались, и мальчикам, если они превышали небольшие размеры кровати, по-видимому, приходилось сворачиваться калачиком на этом прокрустовом ложе.

Наконец Берген отчалил от нас и стал удаляться. Первый день в море ознаменовался тропическим ливнем с грозой, которая как-то не очень приятно стреляла и метила совсем рядом. На вопрос боимся ли мы грозы, ответ от капитана был получен несколько расплывчатый и не внушавший оптимизма. Гроза, к счастью, промахнулась. К вечеру решили наловить рыбы. Тут-то выяснилось, что с точки зрения нашего капитана, в этой части Норвегии рыбы нет! То есть, рыбу мы ловили – и тут же Женя ее выпускал обратно. Это была не та рыба! Мы, оказывается, хотели треску как минимум, а тут какая-то, видите ли, сайда! Мы все от неожиданности и его уверенности в том, что треска и остальная благородная рыба просто стоит в самом конце очереди на крючок, не стали хватать его за руки. В результате запланированный рыбный ужин уплыл от нас. При дальнейшем продвижении на юг перестала ловиться и сайда. Рыбная трапеза у нас случилась все-таки однажды в виде запеченной на костре той самой малоблагородной сайды и какой-то еще приблизительно такой же по благородности рыбы, раньше отправляемой обратно в море. Оказалось, что это потрясающе вкусно! Потом рыба ловилась, увы, только в магазинах.

На яхте для времен, когда нет штормов и нет твоей вахты, предусмотрена забава под названием нарды. На это постепенно подсаживается большая часть команды. Остальные с интересом наблюдают за нарастающей азартностью играющих. Я как-то ловила себя на мысли, что в обычной жизни, наверное, и не подошла бы к нардам. Но там почему-то этот процесс затягивает и становится иногда центром всеобщего внимания.

Местечки, где мы останавливались на ночевки, казались прекрасными каждое по-своему: были это небольшие городки или якорные стоянки среди замшелых каменных островков – в основном все вокруг радовало глаз. Дождливые утра сменялись дневной небольшой облачностью. В один из таких чудесных дней мы совершили восхождение среди облаков, вынырнув из которых, мы оказались на небе, посреди лунного пейзажа. Часть команды по разным причинам отпала от прогулки по небу, зато они были вознаграждены красотой ночного фьорда, так как отстаивали ночную вахту – из ущелья мы уходили в ночь. Остальные желавшие, возможно, тоже посмотреть на окружающие красоты, были, увы, не в состоянии этого сделать после дневного променада.

На следующий день после путешествия во фьорд нас ожидал город Ставангер, примечательный тем, что в нем собралось некоторое количество больших парусных судов (в том числе и наши «Крузенштерн» и «Седов»). Часть из этих кораблей мы видели накануне — это явление из позапрошлого века украшало горно-водопадный пейзаж фьорда, удивительно гармонично вписываясь в него. Сойти на землю в Ставангере нам не удалось – капитан сказал, что места пришвартоваться нет, времени нет, видимо, нет и особого желания! Он-то их уже видел в Шотландии. Пришлось смириться с неубедительной аргументацией капитана. Совершив круг почета мимо больших кораблей, и посмотрев издалека праздник на берегу, мы продолжили движение на юг. В этот день нас ожидал небольшой и, как ни странно, приятный шторм. Приятность заключалась в том, что шторм был попутный. Когда те, кто на вахте, немного освоившись, улавливали ритм стихии, было ощущение плавного скольжения.

К утру стихло. Когда в 6 часов мы с Герой заступили на вахту, от шторма остались только скисающий ветерок и слабо выраженные волны. Погода изменилась. Назревал прекрасный солнечный день. В 10 часов уже хотелось купаться загорать — мы вдруг неожиданно оказались на курорте. Такая приятная прогулочная погода радовала нас практически все оставшееся время.

Впереди нас ждал Кристиансен – город, где часть команды нас покинула – Катя, Олег и Гера. А на следующий день сиротевшая отчасти «Джульетта» была вознаграждена новыми жизнеутверждающими людьми – Наташей, Сергеем и их дочкой Асей. Времяпровождение на яхте приобрело некоторую лирическую окраску. Не до конца понимаю, в чем именно это выражалось, но в целом осталось такое ощущение. Возможно, это как-то связано с тем, что все в той или иной степени оказались люди творческие – кто на практике, а кто-то в душе. Еще маленькая хрупкая Ася привносила своим детством атмосферу мягкости. Якорные стоянки, костерки, погода, прекрасные (хоть и не очень старые) провинциальные городки — все сложилось к концу поездки в картину безмятежно и радостно проведенного времени. Слегка омрачено наше путешествие было заходом в город, где был музей Колина Арчера – туда шли целенаправленно. Музей оказался закрыт по каким-то неясным причинам. Женя расстроился. Но наш познавательный интерес был вполне удовлетворен чуть позже посещением музеев в городе Осло.

Постепенно мы приближались к цивилизации. Ближе к столице стало заметно больше людей, не легкой задачей оказалось найти совсем необитаемый остров, чтобы уединиться. На одном из островков нас совершенно справедливо заподозрили в желании развести костер и предупредили, что делать этого нельзя. Всеобщая европейская атмосфера законопослушности, видимо, повлияла на нас некоторым положительным образом. Думаю, что на родине мы развели бы костер, невзирая на предупреждения. Здесь мы не стали этого делать, решили не позорить родину.

Осло встречал нас очередным тропическим ливнем, что, похоже, не редкость в Норвегии. Пришвартовались мы в самом центре города, с видом на крепость и ратушу, которая каждый час радовала нас уютным боем часов. Путешествие закончилось, но продолжались посиделки до двух часов ночи, походы в музеи и просто по городу. Постепенно нас становилось меньше. Первым нас покинул Женя – мы остались без капитана. Оказалось, что это не так уж страшно. Особенно когда мы никуда не двигаемся на яхте – она превратилась в обычный дом. Через день уехали Ольга с Андреем, а Наташа, Сергей и Ася переместились к себе домой – они живут в Осло. Но посиделки продолжались – по вечерам после рабочего дня. На день перед отъездом у меня был запланирован поход в парк скульптур Вигеланда. Далось мне это непросто. Наташа хотела составить мне компанию, но планы наши смешал очередной ливень, заставший меня на улице магазинов и вынудивший, можно сказать, к шопингу. Наташа с Асей к счастью не успели далеко отойти от дома – думаю, им повезло. Стоя в дверях какого-то магазинчика, я с интересом наблюдала за происходящим: улицы постепенно превращались в реки, дома на противоположной стороне улицы с трудом удавалось разглядеть. Если бы это продолжалось не 15 минут, а несколько часов, я думаю, часть Осло уплыла бы вместе с потоками воды. Но природа пожалела город. Я поплыла к парку – там ходить можно было только по асфальтовым дорожкам. На фоне уходящей свинцовой тучи мокрые скульптуры выглядели особенно выразительно. Я порадовалась, что не успела дойти туда до дождя – спрятаться от него там было совершенно некуда.

На следующий день я улетала. Погода испортилась – шел беспрерывный мелкий дождь, выглядевший весьма жалко на фоне вчерашнего ливня, но вполне способный испортить существование своим занудством. Уезжать было не так жалко. В аэропорту я сразу почувствовала, что еду на родину, люди наши порой не очень приветливы. За время пребывания за границей я как-то поотвыкла от соотечественников. Так вот и закончилась Норвегия и началась серая малорадостная Москва с ее заботами и суетой.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>