https://sia.brightidea.com/ct/ct_a_view_idea.bix?i=C8298126
Морское путешествие «на грани разумного риска», «умирание» через возвращение к «точке бифуркации» и рождение в новом качестве обладают медицинским эффектом. Причины заболеваний имеют душевно-духовный характер. В результате моретерапии происходит очищение и обновление организма, выстраивается новая ценностно-смысловая парадигма, мобилизуются жизненные ресурсы, укрепляется иммунитет.
М О Р Е Т Е Р А П И Я
I. БАЗОВАЯ АКСИОМА
Ослабленный иммунитет – скрытое условие многих физических недугов, следствие духовных (равно – душевных или психологических) причин, из-за которых в критических социальных и личных обстоятельствах организм «отказывается жить».
II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Причина болезни – ошибка, промах (по-гречески – «грех»). Важно осознать последствия неправильного поведения, чтобы дать ему негативную оценку с целью пресечения порочной причинно-следственной связи («покаяние» по греч. – «перемена ума»). Медикаментозные средства помогают бороться с последствиями недуга, тогда как объективная оценка причин, его породивших, помогает вернуться к «точке бифуркации». Для будущего имеют значение не поступки человека, а правильные выводы.
2. Каждый из нас есть то, во что он верит. Необходимо позитивное, жизнеутверждающее целеполагание: потребность утвердить себя в высших устремлениях. Нельзя отождествляться с «болезнью» и ориентироваться на образ «страдальца» в глазах окружающих.
3. Для преодоления физического недуга требуется ритуальное закрепление «перехода»: умирание и рождение в новом качестве.
III. ОПИСАНИЕ МОРЕТЕРАПИИ
1. Поход на яхте (на лодке) по по морю в сложных погодных условиях («на грани разумного риска») в качестве члена экипажа. Болезнь материализуется в расстояние, которое нужно пройти, преодолевая одновременно и морские мили, а с ними — физическую немощь, усугубленную морской болезнью и неожиданными для организма, новыми, неестественными для человека обстоятельствами. Преодолеваемые трудности – показатель роста возможностей.
2. В религиозно-мифологических представлениях народов с архаическим сознанием «море» — инобытийная стихия, перемещение по которой — «реальное переживание смерти». В результате «морской болезни» происходит возвращение к состоянию «до рождения». Избавление от морской болезни — результат психологической метаморфозы, а именно — преодоления «эго». Надо мысленно согласиться с тем, что «Я» — часть моря и лодки. Морское волнение энергию страдания трансформирует в радость и эйфорию. Важно жить в одном ритме с волнами. После очищения организма происходит его перестройка, переориентация на решение конкретных задач «сейчас и здесь». Нельзя думать о прошлом и о будущем, когда в настоящем требуется предельная концентрация внимания и усилий. В мозгу происходят процессы, напоминающие «дефрагментацию жесткого диска». Условно говоря, — «перезагрузка». Нужно преодолеть страх и немощь, заставить себя двигаться, выполнять обязанности. В предельных обстоятельствах организм мобилизует скрытые ресурсы. Их достаточно не только для того, чтобы для решения поставленных задач, но и для обретения жизненной силы, позволяющей справиться с физическим недугом. Люди, преодолевшие себя, не только обретают новые жизненные горизонты и здоровье, но еще и успешно реализуют творческих потенциал, вернувшись к своей профессии.
3. Путешествие по морю на небольшом парусном судне воспроизводит ряд важнейших архетипических моделей, возвращающих «к началу»: «рождение мира из яйца в водахпредвечного океана»; «формирование сообщества (экипажа) и форм коммуникаций в тесном пространстве лодки (корабля, яхты); соотнесение «хождения по водам» с движением по «житейскому морю». Цель становится не условной, а конкретно-чувственной, желанной, измеряемой в морских милях.
4. В пограничных обстоятельствах жизнь переосмысливается, а, следовательно, — переоценивается. Ситуация «границы» определяет ряд онтологических особенностейсамопознания и восприятия реальности:
-склонность к рефлексии – бинарной самоидентификации (к осмыслению предельных, мировоззренческих вопросов и ответов);
— осознание настоящего как борьбы или неустойчивого баланса противопоставленных сил;
— эксплицитность личностных качеств , выдвинутых на экзистенциальные рубежи.
В результате происходит очищение и обновление организма, выстраиваются новые ценностно-смысловые парадигмы, мобилизуются жизненные ресурсы, укрепляется иммунитет.
5. Пытаясь преодолеть действительную или мнимую болезнь, надо персонифицировать ее как личного врага, а не отождествляться с ней. Нельзя себя жалеть. Важно ответить на вопрос: за что? Надо найти личную вину и «переменить ум», изменив поведение, имидж, образ жизни. Эффективна практика обетов, как показывает опыт культуры Русского Поморья. Об этом свидетельствуют обычай трудничества (бесплатной работы) в северных монастырях, деревянные кресты на берегах и островах Белого моря, Северного Ледовитого океана, келейничество (обычай стариков уходить «от мира» в лесные дебри и в одиночестве доживать свой век). Поразительны примеры человеческой выносливости и физического здоровья поморов. Моретерапия инициирует и ускоряет процессы, происходящие во внутреннем мире человека. В Беломорье говорили: «Кто в море не ходил, тот Богу не молился». Преодолевая трудности, человек невольно приходит к мысли о том, что еще не знает своих возможностей, что у него все самое главное — в будущем. Опасность побуждает к покаянию, а покаяние предшествует «Преображению» как обретению нового человеческого качества. Островные монастыри на Севере, как правило, называют «Преображенскими».
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА
Возможность использованияморетерапии для решения медицинских задач.