7 апреля на верфи Товарищества поморского судостроения открылась уникальная выставка, посвященная деревянной архитектуре и, в частности, легендарному «дому Сутягина» – 13-этажному деревянному «небоскрёбу» построенному в Соломбале в 90-е годы XX века.
Причудливый дом, из окон которого можно было увидеть море, привлекал к себе архангелогородцев и гостей города, о нем знали в стране и за рубежом. В 2007 году французский джазовый трубач Эрик Трюффаз разместил фотографию Дома на обложке своего альбома «Arkhangelsk». В 2008 году «дом Сутягина» был частично снесен по решению суда. В 2012 году оставшуюся его часть уничтожил пожар. В 2021 году вологодский архитектор Павел Диков «воскресил» Дом в виртуальном пространстве.
За два месяца молодой архитектор смог выстроить 3D-модель «дома Сутягина» по найденным в сети фотографиям, воссоздать всю его конструкцию и сгенерировать то, как могло бы выглядеть «разрушение» Дома вживую.
Павел не просто разработал графические эскизы – он создал вокруг дома отдельное художественное пространство: темные северные пейзажи, распутица, избы, тонущие в тумане паводка, стоящие по крышу то ли в воде, то ли в отражениях на воде; дощатые причалы, голые ветки, черные леса, вороны, кружащие над шпилем крыши.
Вокруг самого «дома Сутягина» Павел создал целый мир других «живых домов»: странствующих мельниц, летающих объектов, построек, уходящих в землю корнями, забытых городах, заметаемых песком и ветром, спящих, пустующих замках, мостов, парящих в воздухе, брошенных лодках, качающихся на воде в золотой дымке.
Подход Павла объединяет в себе современные цифровые технологии, графическую точность и особый взгляд на мир деревянной архитектуры, позволяющий художнику наполнить свои дома жизнью, а свои работы – северным характером, настроением. Художественное пространство, созданное Павлом, будет знакомо каждому, кто живет или жил в Архангельске или другом городе на Севере России: мрачный, тоскливый ноябрь или середина апреля, влажный воздух, серое небо, темная земля, бездорожье и тишина.
Экспозиция на «Открытой палубе» верфи стала первой персональной выставкой Павла. Репортер Товарищества Катя Суворова поговорила с архитектором о том, как создавались «Живые дома», и что роднит их между собой, какие возможности дают художнику современные технологии, и как один дом – исчезнувший, разрушенный, сгоревший – вдруг возрождается и дает жизнь отдельной сюрреалистичной Вселенной.
Публикуем интервью с архитектором Павлом Диковым в рубрике #ПортретыВерфи на нашем сайте и ждем всех на выставке «Архитектурные фантазии. Живые дома».
Модель «дома Сутягина». История
Для создания своей 3D-модели я искал среди архитектуры что-то выдающееся. При этом мне нужно было здание или постройка, которую до меня еще никто не делал. Я родился в Каргополе, и о «доме Сутягина» знал, кажется, с самого раннего детства. И хотя я никогда не видел Дом вживую, но я всегда помнил о нем из репортажей регионального телевидения и Архангельских новостях.
К моменту, когда я выбирал архитектурный объект для своего проекта, выяснилось, что цифровой 3D-модели «дома Сутягина» еще никто не делал. Осенью 2021 года я приступил к работе.
Что-то типа кубиков
Работа над моделью, видеорядом разрушения и всеми картинками заняла два месяца. Сначала ты собираешь материал, ищешь максимальное количество фотографий Дома в интернете. После этого смотришь его деревянный макет. А потом тебе нужно прикинуть пропорции по фотографии. И вот, ты расставляешь что-то вроде кубиков в 3D: тут башня, тут башня, тут основа. Если все сходится, можно продолжать строить дальше. И так с каждой балкой дома, вплоть до его обшивки.
Живые дома
Когда я закончил модель самого «дома Сутягина», то решил продолжить дальше. Сам не знаю, почему, но этот дом как-то зарядил меня на последующую работу – и так возникли все остальные дома.
Можно сказать, что все они вышли из «дома Сутягина», как бы выросли из него самого. В каждом из них есть какая-то часть «дома Сутягина». Где-то это похожая форма, где-то башня, где-то другой элемент.
Плюс технологии 3D в том, что тебе не надо делать каждую модель заново. У тебя есть какая-то часть материала, ты приплюсовываешь ее к следующей работе и создаешь как бы разные вариации на одну тему. Получается целая серия, при этом с каждым новым шагом накручивается оригинальность твоей работы.
Все, что находится вокруг домов – детали пейзажа, избы, добавленные для антуража, лодки – они взяты просто из окружающего пространства. То есть, это реально существующие избы и лодки, которые были вокруг меня. Мне ничего не нужно было придумывать: я просто поехал в заброшенную деревню под Каргополем, отсканировал то, что увидел, и собрал это воедино.
Или, например, у нас в Каргополе очень много ворон: они летают стаями, садятся на церковь, сидят там. Для меня если птица, то это сразу ворона, – так они появились и на картинке с «домом Сутягина». Я просто взял их из жизни, как и все остальное в своих работах.
Дом «Ашеров»
Я публиковал свои работы в твиттере, они набирали по несколько сотен тысяч просмотров. И хотя я не подписывал, что изображено на моих картинках, люди сразу узнавали: «О, это «дом Сутягина».
Когда я выложил свой «дом Сутягина» на зарубежном ресурсе, то пользователи из других стран писали мне, что это дом из рассказа Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров». Это было для меня интересно. Конечно, люди, не связанные с Архангельском и Россией, не могут особенно много знать о соломбальском «доме Сутягина», зато они видят в нем что-то свое. За рубежом мои работы набрали около ста тысяч просмотров, так что и там к ним есть интерес.
Подготовила Катя Суворова.
Напоминаем, что экспозиция пробудет на верфи до майских праздников: спешите, чтобы увидеть авторское прочтение архангельской легенды своими глазами.
Наш адрес:
Набережная Северной Двины, 17 стр. 1,
Верфь Товарищества поморского судостроения.
ВХОД СВОБОДНЫЙ
#ПортретыВерфи #ПоморскаяШхуна
Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра и Правительства Архангельской области.
Очень красивые работы. Было бы здорово восстановить особняк Сутягина…