9 августа. Соловки, бухта Благополучия
На Соловках тепло и умеренный ветерок. Команда «Вашки»: Никита Карбасов, Поля Дудкина и Евгений Шкаруба. В самый последний момент Миша Калинин вошел в разум и принял наше убедительное приглашение принять участие в экспедиции. С ума можно сойти от такой ответственной молодежи!
Команда на карбасе бывалая: Никита ходил на «Джульетте» еще совсем недавно, когда мы прошли всю зимнюю Хорватию с севера на юг. Поля плавает на «Вашке» третий сезон. Кроме того, Миша и Никита работают экскурсоводами в Товариществе северного Мореходства на Соловках — в этой команде все поголовно отчаянные моряки. Только лодок у них нет. Чтобы дать ребятам возможность освоится, отправил их в небольшой самостоятельно-тренировочный рейс с Сельдяного мыса вокруг луд (островов). Самостоятельное плавание, пусть даже небольшое, бывает полезнее нескольких плаваний в команде, особенно для капитанов.
По-моему, они замечательно прокатились, пока я заканчивал Соловецкие дела.
10 августа
1200, вышли с Соловков при слабом попутном ветерке. Ехать нам сегодня до местечка Пуньгома на Корельском берегу. Я там еще не бывал. Судя по карте, мы идем в защищенный залив. С десятком островов, камнями и прочими радостями. Пока выходим из Бухты Благополучия. На Сельдяном мысу машут платочками друзья. Сердце в предвкушении моря.
1250, проходим мыс Толстик. Начинаем уваливаться на курс в сторону Пуньгомы. Ветерок около 3 балов с юга. Волны нет. Шлепаем вдоль Соловков.
1345, сулой напротив Секирной. Без волны он походит на совсем невинный перекат деревенской речки. Умиление, а не сулой.
1410, почти прошли мыс Белужий. Встречное течение отнимает у нас пару узлов скорости. Мы и так бежали не быстро, а теперь почти стоим на месте.
1505, мчим 3 узла. Отлив идет? Или прилив? Течение из Кандалакшского залива. Не понял пока, как здесь все устроено. Лень посмотреть. Встречное течение.
1740, вырвались из встречного течения, из зоны притяжения Соловков: поговорили об их проблемах и успешно едем вперед.
1920, завели мотор, хватит топтаться на месте. Впереди миль 15. Пора на ночлег.
2200, пришли на небольшой островок с названием Первый в бухте Домашняя напротив Пуньгомы. Называется он так, судя по- всему, по номеру створного знака, который здесь когда-то стоял. Первый мы выбрали за наличие песчаной косы, к которой благополучно приземлились. Вокруг сплошной гранит и камни. Как к ним станешь? Карбас жалко, будет бить. А на спутниковой карте замечательно была видна коса. Вот и встали.
Литораль на отливе открыла замечательный сад камней на соседнем мысу. Не камни, а космические игральные кости рассыпаны на песке. Кинул их ледник тысяч десять лет назад. Кинул кости и растаял. Последний привет его волосатым мамонтам и нам, голым людишкам.
Ночью раздуло с юга и мы задумались.
11 августа
1025, вышли с острова Первый. Подняли зарифленый фок. Действительно, поддуло с юга. Волна не большая, но и карбас наш беспалубный и не огромный.
1040, добавили зарифленый грот. Порывы ветра до 27 узлов.
1145, начали менять галс с правого на левый. Опасливо идем мимо и над камнями и мелями бухты Поньгома. Скоро обогнем мыс, приведемся и закроемся берегом от морской волны.
1200, легли на левый галс.
1300, прошли мимо спящей белухи. Где-то напротив губы Лебяжьей. Дрыхла параллельным курсом по-левому борту. Что там они видят во снах — не понятно. Счастливые киты. Или наоборот. Иметь такой мозг и не иметь «телевизора» — застрелиться можно… Только чем?
1400, отдали риф на фоке. С попутной волной разгоняемся до 9 узлов.
1530, прошел ливень. Бррр. Идем по заливу Кандалакши в деревню с тем же названием. Ищем проходы между островами, которых здесь тьма. По карте не разглядеть глубин. Идем на глазок и на удачу. Надеемся, что сегодня дойдем до Кандалакши, а завтра проберемся по-маленькому проливчику на север и срежем таким образом один большой кусок морского побережья, который называется остров Олений. Проходим Большой Валетов остров.
1610, остров Вороний.
1640, Макаров остров. Порой пробираемся через перекаты и сильную встречную волну.
1730, пришли в Кандалакшу и ничего толкового не нашли.
Только каякеры загружаются пивом. И освещение хорошее после дождя над деревней. И Костя Тарабычин гуляет после каячного похода. А главное, узнали, что на карбасе нам не пройти по протоке, которая отделяет Олений от материка. Ну никак.
Уходим из Кандалакши искать ночевку на островах.
2020, встали на ночевку на островке. Места прекрасные, но несут множество следов туристов. Нужно срочно их отправлять в Турцию.
12 августа
Ночью не спалось, а солнце уже светит. Лучше ходить по морю в светлое время суток. Встаем пораньше. Потому что отлив уже идет. А проливчики, как мы вчера убедились, мелкие и мы можем в них застрять.
0645, подняли якоря.
0744, вышли из Кандалакшского залива. Прошли мимо ста островов, между рифов, микро-сулоев… Очень удачно проскочили. Сильное попутное течение неумолимо тянет на камни. Стремно на стремнинах среди камней. Еле успели.Через полчаса мы бы здесь уже не прошли.
0940, зашли на Малый Супротивный остров к классным рыбакам из Питера. Ребята угостили нас дивным вареным кофе и интернетом. А в интернете не самый утешительный прогноз. Свежий встречный ветер.
1020, идем дальше. Солнце и порывы ветра с берега. Снова зарифлены. Огибаем мысы и скоро упремся в встречку.
1120, напротив Ивановых луд ветер и волна повернули на чистый встречный. Убрали мачты. Идем на моторе, ветер около 25 узлов. Бъемся о встречную волну и думаем, куда бы спрятаться, идти так весь день нельзя.
1145, луда и маяк Нахконица.
1300, причалили в затишек чуть выше острова Могильный в безымянной бухте у рыбацких тоней. Нужно переждать этот ветер. Чтобы как-то скоротать время, собираемся топить баню и объедаемся брусникой.
2000, ветер заметно стихает к вечеру. Нужно выходить в дорогу.
2105, помытые в бане выходим в море. Здесь наметился кое-какой затишок. Спишим им воспользаваться, но уверенности, конечно нет.
2145, в море дует в два раза тише, чем днем, но все-таки прилично качает встречная волна.
2220, кресты на лудах. Сколько сегодня мы их уже видели? Не меньше десяти. На других берегах Белого моря так много крестов мы не встречали.
Солнце село, но где-то совсем рядом, за Полярным кругом. Облаков почти нет, поэтому жить ночью в море на открытом карбасе можно.
2245, видим огни Гридино по левому борту. Идем на моторе. Меняемся на руле и между вахт пытаемся спать на сланях и на чем попало.
2330, апельсиновая лунища за кормой. Ветерок зашел с берега. Стало меньше бить волна. Разгладилось море.
2345, проходим мыс Пурнаволок. После Устья Гридино впереди у нас почти ровный берег, с парой небольших бухт.
2350, вкуснейший запах дыма костров с берега. Или это печку топят в Карелии?
13 августа суббота
0000, Никита Карбасов едет на карбасе мимо Карбасной луды. Чудеса. Над нами чистейшее перламутровое ночное небо. Чуть-чуть дырявое парой звезд. И луна где-то с кормы. Открыли бутылочку бренди.
0140, раздувает ветерок навстречу. Но нам только на час работы осталось. Пять миль до Сонострова, где есть уютная защищенная бухта.
0300, причалили в бухте Соностров с южной стороны. Спать срочно и видеть сны.
Проснулись в 1100 — раньше обещал не будить. Завтракали.
Гуляли. Познакомились с заведующим мидийной фермы из Питера. Затарились мидиями, утопили их во время прилива и снова затарились.
Переставили «Вашку» в губу Глубокая к бывшей рыбацкой фактории. Купили немного топлива для мотора. Это был Мишин подвиг. Встретили бородатых Гавриила и Сидора на яхте «Соло» с Чупы. Хорошо, душевно провели время.
1700, кажется, ветер начал менять направление.
1800, затарились водой, топливом и мидиями. Двигаемся дальше из бухты Глубокая.
1830, по пути решили перекусить. Чистим и готовим мидий, разбираем веревки, огибаем мысы Вороний, Шарапов. Глядя на эту нашу приборку море разгладилось и успокоилось. Парни пожаловались, что Поля мало рулит. За нее пожаловались.
Прошли Глубокой салмой мимо Пежострова, далее Узеньким проливчиком мимо острова Средний. Пришли в Кереть, но здесь нам не понравилось. Хотели заночевать, а вставть негде. Уже под темнеющими небесами выбрали стоянку напротив острова Кереть.
2140, пристали к западному мысу Кереть. Из-за облаков темно и мало что видно.
14 августа
Утром готовили беломорскую паэлью с мидиями. Что-то с ними нужно делать!
1125, стартовали в долгий залив Чупы.
1330, пришли в Чупу — курортный город Приполярья. Это замечательно, что люди здесь настроены отдыхать. Архитектура, яхты, музей, яхт-клуб… Жаль, мы пришли не совсем вовремя: Юры Рыбакова, главного местного яхтсмена, не было.
Миша уезжает. Это грустно. Так рано и так скоро.
1700, отправили Мишу. Затарились арбузом, сметаной и перешли на пару миль от города, встали неподалеку на ночевку грустить.
Чупа на пути к возраждению! Замечательная дорожка здоровья посреди города. С фонтаном! С лодочной станцией посреди озера!
Здесь, Карельском берегу, любят превращать старые корпуса в кабаки и ночлежки… Может, когда-нибудь догадаются эти посудины восстановить?
15 августа
1025, с утра гребем веслами. Нужно размяться. Очень хорошо питаемся… Нужно поработать руками.
1105, закончили это дело. Закончили бы и раньше, но придумали снимать кино и вошли во вкус…
В обед заходили на ББС (Беломорская биологическая станция «Картеш»). Ушли с сожалением. Нас здесь не ждали и не были готовы к нашему великолепному визиту — в этом сами мы и виноваты. Нужно было написать, попроситься в гости, а мы пришли как будто нас только здесь и ждали… С чувством, что мало здесь побыли, отчалили дальше.
Главная достопримечательность ББС)
1630, пристали к камням острова Сидоров. Судорожно искали удобное местечко успеть встать до грозы. И приютились поэтому кое-как. С грустью затопили баню и дали объявление в групах ВКонтакте. Написали в группы жителей Умбы с объявлением, что завтра придем в гости и очень хотим познакомиться с мастерами-карбасниками. Такой вот ход, чтобы встречаться, разговаривать с людьми. Никита Карбасов этнограф и тема его исканий — карбасы и карбасники. А для нас вообще — это способ ответить на гостеприимство, поделиться мнениями, рассказами о мире. Сделать что-нибудь для тех, кого встречаем на пути.
Вечером из Умбы полетели телеграммы и предложения о встречах.
16 августа
С хорошим ветерком от NE отошли от Сидорова острова. Идем через Кандалакшский залив в сторону Кольского полуострова в древнюю Умбу. Ветерок прилично разгоняет карбас.
Днем пришли в Умбу к старому деревянному причалу. Лето разлилось по берегам. Жарко. Душно. Только вода северная стеклянная, холодная, свежая. Мужики в пьяных трико купаются, пьют пиво и смотрят на нас из деревянных окошек. Дети прыгают в воду разными фигурами и способами. Сходили в музей Поморского быта в гости к Марии. Сюда нас привели вчерашние вопросы ВКонтакте. Вечером перебрались к Алексею Нестерову. Самому плодовитому карбаснику Умбы.
Узнали, что изобретенная нами снасть для оттягивания карбаса на глубину называется «отводница». Вот так мы изобрели древний велосипед.
Еще мы узнали, что поморов здесь называют «рОканами». Потому что они в рыбацких куртках, «роканах», ходят. А тех, кто приехал в 20х-30х годах, переселенцев, раскулачены или бегущих от террора, называют «вагАнами», потому что они приехали с речки Вага.
17 августа
Успел погулять рано утром по Умбе.
1210, закончили важные встречи и выходим из Умбы. Погода теплая и южный ветер.
1435, замечательный бакштаг с моря с волной и солнцем, ход до 7 узлов. Красивейший ход.
1520, прошли Крестовые и Столбовые острова. Наш полнокилевой карбас настолько устойчив на курсе, что летит по прямой. Иногда кажется, что им не нужно рулить.
1540, Большьшой Седловатый остров. Закончился заповедник.
1735, закончили рыбачить на банке! О, какая рыбалка! Никита поймал свою треску!!
1810, высадились в Ильинской бухте. Поля и Никита отправились ловить рыбу, а я, отдохнувший, таскаю вещи и собираюсь за грибами. Правда, сухо.
18 августа
Тепло.
0855, вышли из малогостеприимной Ильинки. Ночью «Вашка» почти обсохла на на камнях: и хотя волна сюда почти не заходит, было неприятно: ветер шумел всю ночь — мне уже начало казаться, что мы застрянем здесь из-за непогоды, но к утру все стихло.
Ильинку нам рекомендовали местные рыбаки. Наверное, рыбы здесь много, но мусора на стоянке еще больше. Пришлось в очередной раз прибираться.
0950, ветер заходит на запад и понемногу стихает. Видим оба Кандалакшских берега. Вспоминаем прошедшее и пережитое. Заметил, что березы начали желтеть. Обедали на Березовом острове перед грозой. Готовили шпитачки и вино на скорую руку.
1340, пришли в Ковду на детскую биологическую станцию. Здесь под началом прекрассных преподавателей практикуются юные биологи. Такие товарищеские отношения между взрослыми и детьми я видел в кино, но вживую наблюдаю в первый раз.
Этап закончен. Вдруг пожелтели березы. Лето кончается, а думали, что оно вечно. Прошли около 220 миль.