модель парусного карбаса

Поморский карбас — пример практического мореходства

Партнеры проекта: Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».

Суть проекта: летом 2017 года в селе Лешуконское будет построен поморский карбас, на котором члены клуба «Морские практики», а также съемочная группа совершат плавание на Соловки. По итогам строительства и плавания будет снят фильм.

Идея проекта

Невозможно изучать культуру Русского Севера не изучая флот, который эта культура создала.

Карбас — единственный тип традиционного поморского судна, доживший до наших дней. Ещё совсем недавно карбасы изготавливались на Белом море для производственных нужд рыболовецких колхозов или, например, Архангельского водорослевого комбината (на карбасах добывали водоросли, и сейчас добывают, их можно будет увидеть по пути нашего плавания по Белому морю). Десять лет назад действовали несколько верфей при крупных колхозах, а также на Архангельском водорослевом комбинате, где каждый год шили десятки карбасов. Сейчас для производственных целей карбасы почти не шьют, только для частников в небольшом количестве.

Поморские суда — это морская архитектура Русского Севера. К сожалению, она почти не описана. Современные карбасы сохранили основные черты традиционного судна, хотя в процессе перехода от парусов к двигателю они естественно изменились.

Чертежи старых карбасов не сохранились, однако в Архангельском краеведческом музее можно увидеть вативные модели поморских судов XIX века. Эти модели изготавливали судовладельцы и жертвовали их в церкви. Там модели торжественно хранились и обеспечивали присмотр за реальным судном со стороны Высших сил. Среди моделей Архангельского краеведческого музея — отлично сохранившаяся модель двухмачтового карбаса. По копии этой модели, изготовленной судомоделистами, будет построен карбас.

IMG_6097
Модель двухмачтового карбаса в экспозиции Архангельского краеведческого музея
История проекта
Путешествуя вдоль берегов Бискайского залива и Ла-Манша, мы с удовольствием наблюдали, как серьёзно относятся французы к своим старым, деревянным посудинам, бывшим рыболовным, грузовым, а теперь прогулочным судам.

Франция. Праздник традиционных судов Сен Мало. Лето 2016
IMG_8856-800x600
img_8804
Музей в Канкарно
Франция, музей традиционных судов
музей канкорно
Французы устраивают музеи, издают книги, строят новые лодки и всячески популяризируют это направление среди увлеченной морем публики.
традиционные французские суда
традиционный французский флот
Старый рыболовный флот, вытесненный современными судами, нашел новое применение —превратился в прогулочный.
люгер в Бретани

По старым проектам строятся новые лодки. Этот малый прогулочный флот отлично вписывается в культурный ландшафт прибрежных вод Франции.

 традиционный флот Франции

Белое море

Хочется, чтобы на Белом море тоже были такие суда. Тем более, что для этого у нас есть все необходимое. Остались еще мастера, совсем недавно по горло занятые строительством карбасов.

карбас в Лопшеньге
IMG_2625
Теперь они сидят без дела, перебиваются редкими частными заказами.
IMG_5181

мастерская в Ручьях

 Карбас — традиционное поморское судно, дожившее до наших дней.
Поморский карбас сегодня
Поморский карбас Жижгин

Парусная шлюпка «Морошка»: опыт навигации 2015-2016 гг.

С другой стороны, у нас есть сообщество российских яхтсменов, которые проявляют интерес и к Белому морю, и к поморской культуре. Именно они могут быть новыми потребителями малого деревянного флота.

Подтверждение этому — успешные навигации 2015 и 2016 годов парусной шлюпки «Морошка».

Маршрут плавания 2015 года: Летний берег, Соловки, Поморский берег, Онежская губа. Участие в плаваниях приняли 16 человек.

морошка 2015

IMG_2907IMG_9850IMG_0556IMG_3154
«Морошка» в мелких водах Онежского залива
плавание по Онежскому заливу
Маршрут плавания 2016 года: Северная Двина, река Пинега, Кулойский канал, река Кулой, Мезенская губа, Горло Белого моря, Зимний и Летний берег и снова Соловки. Участие в плаваниях приняли 12 человек.
морошка 2016
Пигнега
Причал Пинеги.
причал Пинеги
Кулойский канал.
Кулойский канал
Река Кулой
река Кулой
Карбасы в Койде. Построены всего 10 лет назад, еще работают.
Койда

Эти карбасы, длиной 9 метров, построены в 2010 и 2011 году. Теперь они скучают без дела. Сколько еще таких карбасов лежит по берегам Белого моря и ждет своего нового хозяина, судовладельца, экипаж…

Поморские карбасы могут еще послужить нам, как служили добрую службу нашим предкам.
Поморский карбас на осушке
Начало проекта

Итак, клуб «Морские практики» заказал постройку поморского карбаса известному мастеру из старинного села Лешуконское — Виктору Петровичу Кузнецову.

Первый шаг уже сделан. Готова копия модели нового судна. Авторы — судомоделисты Леонид Григорьевич Корытов и Годердзи Викторович Капанадзе из Архангельска. По заказу клуба «Морские практики» они изготовили копию модели из Архангельского краеведческого музея.

IMG_6814
Постройка карбаса

Строить карбас или, как говорят, шить будем в начале лета, 15-30 июня 2017 года, в селе Лешуконское. Стройка займет всего две недели, так же быстро, как строили в старину.

Это будет мастер-класс по изготовлению традиционного поморского судна. Руководитель — Виктор Петрович Кузнецов. Участники (10 человек) смогут увидеть весь процесс, а новое судно сохранит такие присущие поморским судам качества, как простота, неприхотливость и дешевизна. Длина судна составит 7,5 метров. Карбас будет вооружен двумя мачтами и оборудован веслами.

Стоимость участия 25 тыс. рублей. В стоимость не входят проезд и проживание.
Плавание на карбасе по Белому морю

Сразу же после постройки, 1-18 июля, мы совершим плавание из села Лешуконске на Соловки. Сплавимся по реке Мезень, выйдем в Мезенскую губу, пересечем Северный полярный круг, пройдем горлом Белого моря на Летний берег и на Соловки. Всего пройдем на парусах и веслах около 380 миль.

маршрут карбаса из Мезени на Соловки

Итогом проекта станет фильм «Поморский карбас», а также его презентации в Архангельске и в Москве зимой 2018 года.

Проект осуществляется на средства членов клуба «Морские практики». Кроме этого, нам понадобится спонсорская поддержка.

Финансы

  1. Затраты на постройку судна, изготовление парусов и такелажа – 350 000 рублей, покроются за счет взносов участников проекта.

Информация для спонсоров и партнеров проекта! Мы ищем средства на следующие статьи расходов и будем благодарны за помощь:

  1. Специальное оборудование (средства связи, бензиновый генератор, спасательное оборудование) — 100 000 рублей.
  1. Расходы на обеспечения судна сопровождения — 150 000 рублей.
  1. Изготовление фильма — 300 000 рублей.

Фильм «Поморский карбас»

Главный заявленный зритель фильма — это российское яхтенное сообщество.

К сожалению, сейчас для наших новых яхтсменов яхтинг — это пластиковые лодки в Турции. Звучит банально, но так и есть. Еще есть гоночные гламурные фанаты. А что такое домашняя, деревянная парусная лодка, мало кто знает. Помнят, что были такие лодочки с парусами, но не осознают, что это тоже яхтинг. Яхтинг, традиции, хороший вкус, прогулка с детьми в выходной день, рыбалка, да много еще чего.

Фильм должен показать красоту и мудрость традиционного деревянного судна, простоту и надежность его конструкции.

Вторая часть фильма будет о Белом море. Что это будет за плавание, мы пока не знаем. Это, как всегда, будет экспромт и приключение, но в этом приключении будет еще морская наука, знания, наша хорошая морская практика.

Плавание для нас — своего рода исследование: как карбас поведет себя в непростых условиях Белого моря? Места там очень не простые и порой суровы, в морском отношении, с очень богатой историей мореплавания, можно смело сказать, легендарные.

Хотелось бы увидеть в фильме поморскую культуру (это самая старая, состоявшаяся русская морская культура), народа, который в своем стремлении на север дошел до самого края земли и живет там. Здесь и крепкие хозяйственники (другие не выжили бы), и люди, живущие по-русски на авось, и очень верующие люди.

Если проект и фильм о нем состоится, то аудитория может быть намного шире, чем люди, увлекающиеся яхтингом и путешествием по морю.

7 комментариев к “Поморский карбас — пример практического мореходства”

  1. Алексей Анатольевич Николаев

    Хорошая идея по строительству карбаса, на Терском еще сохранились карбасы, восточнее Стрельны. В начале 20-го века терские поморы ходили в Архангельск под парусом и на дизеле. Подскажите мастерксие где сейчас можно заказать карбас, буду благодарен. С уважением, Алексей.

  2. Евгений Шкаруба

    Мастерские и мастера есть, но конкретных контактов у меня нет. В этом году строим карбас в Лешуконском. В плавании этим летом собираемся собрать данные о мастерах строителях.

  3. Уведомление: Построй поморский карбас и иди на Соловки | GO29.ru

  4. Уведомление: Азоры 2017

  5. Уведомление: Белое море

  6. Уведомление: Белое море

  7. Уведомление: Белое море

Добавить комментарий для Евгений Шкаруба Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + шесть =

Прокрутить вверх