Публичный отчет о деятельности АНО «Товарищество поморского судостроения»

2019

АНО «Товарищество поморского судостроения» осуществляет деятельность в Архангельской области сохранения и развития традиций деревянного судостроения. Данное направление способствует объединению жителей Архангельской области (и других северных регионов) вокруг дела сохранения морских традиций Поморья и роли Архангельска как столицы первой морской культуры России.

Поморская карбасная регата

В состав инициативной группы разработанного проекта и других проектов Товарищества поморского судостроения входят:

Евгений Шкаруба — яхтенный капитан, автор, исполнитель, руководитель проекта (Архангельск), Полина Шкаруба — помощник руководителя проектов, координатор (Архангельск); Михаил Крупенин — специалист по IT- технологиям (Воронеж); Илья Кривополенов — специалист по IT-технологиям (Архангельск); Алла Кривополенова — координатор проектов (Архангельск).

В реализации проекта участвуют волонтеры из Архангельска и других регионов РФ, студенты Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Главными партнерами деятельности Товарищества являются: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова; Архангельский Северный морской музей.

Деятельность АНО «Товарищество поморского судостроения» в 2019 году:

1) В феврале 2019 года по инициативе АНО «Товарищества поморского судостроения» и клуба «Морские практики», при поддержке Правительства Архангельской области и лично Губернатора Архангельской области И.А. Орлова стартовал проект «Поморская шхуна». Проект предполагает оборудование верфи для строительства деревянных судов до 20 метров длиной; разработка и восстановление утерянных технологий деревянного судостроения; Постройка современного малого научно-исследовательского и туристического судна «Поморской шхуны». Площадкой для реализации данного проекта стал крытый павильон, предоставленный Северным (Арктическим) федеральным университетом им. М.В. Ломоносова. Благодаря сотрудничеству с университетом проект становится точкой притяжения молодежи, а павильон, где начато строительство шхуны, становится учебной верфью;

САФУ
реисмус.jpg
угол малки.jpg

2) Летом 2019 Товариществом и клубом «Морские практики» реализован проект-исследование нового туристического маршрута на традиционных деревянных парусно-гребных судах «мезенках» по реке Мезень;

Поход по Мезени
Поход по Мезени
Поход по Мезени
Поход по Мезени
Поход по Мезени
Поход по Мезени

3) В сентябре 2019 году началась реализация проекта «Школа традиционного судостроения в Архангельске». Проект стал победителем конкурса целевых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций Администрации Губернатора и Правительства Архангельской области (приоритетное направление конкурса — развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации). Сумма субсидии: 199 100 рублей (Сто девяносто девять тысяч сто рублей). В результате реализации проекта запущен информационный веб-портал: https://pomor-schooner.ru как отдельная тематическая информационная площадка для всех, кто интересуется темой сохранения традиций деревянного судостроения. Дата окончания реализации проекта – март 2020 года;

Сайт проекта "Поморская шхуна"

4) В октябре 2019 году при поддержке Норвежского Баренцева Секретариата организован приезд в г. Архангельск экспертов Морского музея верфи Северной Норвегии. В рамках визита норвежские эксперты провели открытие мастер-классы по изготовлению первых элементов будущей поморской шхуны – шпангоутов;

квадрат и линеика.jpg
fiqjmah1eecfb9azblcnhvzsxoi.png
9dn_km3xtly78ydduzb8lfl0bbq.png
поиск линии.jpg
тренировка "на сухую".jpg

5) В 2019 году завершена работа над фильмом «Поморский карбас», рассказывающем о строительстве карбаса «Вашка» в селе Лешуконское в 2017 году под руководством Виктора Петровича Кузнецова. Проект «Поморский карбас» в 2018 году одержал победу в народном интернет-голосовании, собрав более 21 тысячи голосов и победил в номинации «Общественное признание национальной премии Русского географического общества «Хрустальный компас». Всего в голосовании участвовало свыше 230 тысяч человек. Церемония награждения «географического Оскара» состоялась в Краснодаре в мае 2018 года;

"Поморский карбас"
"Поморский карбас"
"Поморский карбас"
74e42cbc23a637b6df836e8d8728f6c4.jpg

6) Деятельность АНО «Товарищество поморского судостроения» поддержана ЗАО Лесозавод 25 — переданы в безвозмездное пользование 60м.куб. Лесоматериалов на сумму 974 925,00 рублей.

В распоряжение Товарищества также переданы:

— Рейсмусовый станок с валом «helical» Powermatic 209HH 1791316-RU — приобретен на пожертвования Фонда «Устойчивое развития «Поморья»;   

— Циркулярная пила Powermatic PM2000 400 В (передан в безвозмездное пользование Архангельским политехническим техникумом);

— Фуговальный станок Powermatic PJ-1285 400 В (передан в безвозмездное пользование Архангельским политехническим техникумом).

реисмусовый станок 2.jpg
реисмусовый станок.jpg

7) В ноябре 2019 года начаты работы по модернизации помещения крытого павильона, предоставленного Северным (Арктическим) федеральным университетом им. М.В. Ломоносова в верфь. Работы ведутся организаторами Товарищества, волонтерами проекта, студентами С(А)ФУ.

разобрали стены.jpg
IMG_0394.jpeg
фонари для верфи.jpg

2020

Продолжаются работы по переоборудованию бывшей станции техосмотра в помещение верфи. Сносятся старые стены и бетонные перекрытия, устраиваются деревянный пол, строится стапель, реконструируется электрод-проводка и освещение в помещении.

1) Одержана победа в первом конкурсе 2020 года грантов Президента Российской̆ Федерации на развитие гражданского общества с проектом «Открытая палуба: творческая площадка для сохранения традиций северного судостроения». Цель проекта: создание и организация работы площадки для молодежи и людей старшего возраста как места для совместной деятельности по изучению и сохранению исчезающей части культуры Русского Севера, связанной с традиционным деревянным судостроением. Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту: сохранение народных культурных традиций, включая народные промыслы и ремесла. Дата начала реализации проекта: 01-03-2020. Дата окончания реализации проекта: 30-11-2020. Полученная сумма гранта: 498 235 рублей (Четыреста девяносто восемь двести тридцать пять тысяч рублей). За счет привлечения гранта при учебной верфи обустроено отдельное возвышающееся пространство площадью 100 кв. метров как зоны для проведения тематических мероприятий (встреч, лекториев, показов фильмов, презентаций, экскурсий и пр.), а также создана небольшая мастеровая зона, оснащенная оборудованием для организации мастер-классов и совместных практик;

Проект Даниила Гуцкалюка.
Проект Юрия Шестакова и Андрея Корешкова
Проект Сергея Лобанова.

2) Одержана победа в конкурсе проектов патриотической направленности Правительства Архангельской области 2020 года. Цель проекта: создание с привлечением представителей молодого поколения Архангельской области к творческой и исследовательской деятельности части постоянно действующей и развивающейся экспозиции, посвященной деревянному судостроению как исчезающей и значимой части историко-культурного наследия региона. Дата начала реализации проекта: 01-04-2020. Дата окончания реализации проекта: 30-11-2020. Полученная сумма гранта: 299 190,00 рублей (Двести девяносто девять тысяч сто девяносто рублей). В ходе проекта создана выставка-исследование с проведением конкурса фото- и исследовательских работ, посвященных сохранившимся деревянным судам родного села, деревни, речного или морского берега.

3) Одержана победа в конкурсе на соискание грантов Губернатора Архангельской области на реализацию проектов регионального значения в сфере культуры и искусства 2020 года с проектом «Фестиваль на верфи Товарищества поморского судостроения в рамках I Международного форума по деревянному судостроению «Матица»». Проект нацелен на создание условий для привлечения внимания к теме возрождения и сохранения традиционного деревянного судостроения в Архангельской области. Дата начала реализации проекта: 01-06-2020. Дата окончания реализации проекта: 30-11-2020. Полученная сумма гранта: 450 000,00 рублей (Четыреста пятьдесят тысяч рублей).

В рамках проекта Товариществом поморского судостроения при верфи создана новая культурно-выставочная площадка под названием «Открытая палуба», которая стала центральным местом для развития творческого и проектного потенциал по темам деревянного судостроения.

фасад Открытои палубы.jpeg
Сергеи Егоров делает фасад Открытои палубы.jpeg
перила.jpg
старые двери и окна.jpg
антрисоль растет.jpg

Первым крупным событием на данной площадке стал фестиваль в рамках международного форума «Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения», победившего в грантовом конкурсе «Музей 4.0» программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Инициатор международного проекта — Северный морской музей.

Фестиваль включал в себя:

21 ноября 2020 года торжественное начало работы верфи «Товарищества поморского судостроения.

Верфь Товарищества поморского судостроения

Закладку киля Поморской шхуны 20 метров длиной, которая будет построена для работы в Арктике как современное научно-исследовательское и туристическое судно;

Закладка киля Поморской шхуны
Табличка на киль.jpg
повторныи рассказ.jpg
праздничные фото.jpg
испытание киля всем миром.jpg

Торжественное открытие созданного на верфи культурно-выставочного пространства «Открытая палуба» — творческой площадки для сохранения и развития традиций северного судостроения;

испытание антресоли.jpg
Никита Ергин.jpg

Представление результатов фотоконкурса-исследования «Наследие деревянного судостроения Поморья»;

Открытая палуба

Открытие выставки «Потешный флот» художников Евгения Гринвича и Натальи Куликовой (творческий союз «Планетянин», Москва);

Потешный флот

Открытие передвижной выставки Северного морского музея «Не только топором», которая представляет предметы из коллекции плотницких и судостроительных инструментов XlX начала ХХ вв.

Презентацию проектов «Поморский карбас», «Поморская шхуна», «Наследие деревянного судостроения Поморья», «Студия столярного и плотницкого мастерства», «Матица»;

Проведение на площадке верфи международной онлайн-встречи, которая объединила в Zoom около 30 участников из России, Норвегии и США.

конференция Матица.jpg

Проект привлек широкое внимание к теме сохранения традиционного деревянного судостроения, способствовал развитию новых смежных с темой деревянного судостроения проектов.

4) В ноябре 2020 года началась реализация проекта «Студия столярного и плотницкого мастерства при верфи традиционного судостроения». Проект стал победителем конкурса целевых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций Администрации Губернатора и Правительства Архангельской области (приоритетное направление конкурса — развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации). Сумма субсидии: 598 184 рубля (пятьсот девяносто восемь тысяч сто восемьдесят четыре рубля). Цель проекта: сохранение народной идентичности Поморья через создание условий для занятий столярным ремеслом для жителей Архангельска; популяризация форм досуга связанных с ручным трудом и декоративным искусством; формирование сообщества граждан, желающих заниматься традиционными ремесленными практиками, плотницким и столярным делом, судостроением. Дата окончания 2020-11-01. Дата окончания реализации проекта – 1 сентябрь 2021 года.

20.jpg
21.jpg

2021

1) Одержана победа в первом конкурсе 2021 года грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества с проектом «Поморская карбасная регата». Цель проекта: создание условий для возрождения культуры народного судостроения и традиционного карбасного флота на Русском Севере. Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту: сохранение народных культурных традиций, включая народные промыслы и ремесла. Дата начала реализации проекта: 01-02-2021. Дата окончания реализации проекта: 30-09-2021. Полученная сумма гранта: 2 993 790,00 рублей (Два миллиона девятьсот девяносто три тысячи семьсот девяносто тысяч рублей).

Проект "Поморская карбасная регата"

2) Работа выставочной площадки «Открытая палуба» с декабря 2020 года по май 2021 года. Состоялись выставки: «Наследие деревянного судостроения Поморья»; «Потешный флот» (Евгений Гринвича и Наталья Куликова, Москва); «У моря погода» (Евгений Тенетов); «Сокровища архива Соломбальский судоверфи»; «Плавсредства» (Александр Флоренский, Санкт-Петербург), «Жизнь замечательных кораблей» (Катя Флоренская, Санкт-Петербург). Отдельного внимание заслуживает организация лектория на верфи. Эта инициатива родилась с началом посещения верфи гостями города: судостроителями, исследователями, путешественниками, специалистами в различных областях народного хозяйства, творческими коллективами. Верфь становится известна в Архангельске и за пределами региона. Только в апреле и мае 2021 года на верфи состоялись лекции-встречи: «Строительство фрегата «Штандарт»» с Михаилом и Лидией Плехановыми из Санкт-Петербурга, «Учебная верфь и Капитанские гички проекта «Штандарт»» с Ириной Понамаревой, «Деревянная лодка «Великовражка»» Виктора Сущева из Нижнего Новгорода, «Морские кочевники» Егора Староверов (Музей кочевых культур, Москва), «Физико-механические свойства древесины» Бориса Лабудина (профессор САФУ).

Выставка Александра Флоренского
Мастер-класс по народной росписи от Михаила Бронского
Лекция строителей фрегата "Штандарт" Лидии и Михаила Плехановых и Ирины Пономаревой
Выставка художницы Кати Флоренской на верфи Товарищества
Выставка художницы Кати Флоренской на верфи Товарищества
Выставка акварелей Евгения Тенетова
Выставка акварелей Евгения Тенетова
Концерт хора фрегата "Штандарт"
Концерт хора фрегата "Штандарт"

3) Проект «Цифровой архив Соломбальской судостроительной верфи» (победитель второго конкурса грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества 2021 года). Сроки проекта: 01.07.2021 — 31.12.2022.

Весной 2020 года в Архангельске на Соломбальский судостроительной верфи (основана в 1911 году под названием Поморский Эллинг) был найден уникальный архив конструкторского бюро. Архив Соломбальской судостроительной верфи является уникальным в современной России архивом по количеству и качеству информации о деревянном судостроении. Чертежи, техническая документация, библиотека книг начиная с середины 40-х годов прошлого века имеют историческую, судостроительную, краеведческую ценность. Архив насчитывает несколько тысяч чертежей и технических документов на выпускавшуюся предприятием продукцию — деревянные суда: зверобойные шхуны, промысловые боты, яхты, катера, спасательные шлюпки, карбасы и др. Сохранение архива Соломбальский судостроительной верфи является важным вопросом историко-культурологического плана так как промышленное деревянное судостроение является прямым продолжением народного традиционного судостроения на Русском Севере. Продукция Соломбальский судостроительной верфи на протяжении многих десятилетий использовалась для освоения богатств Советской Арктики, наследницей которой сейчас выступает Российская Федерация.

Материалы архива Соломбальской судоверфи
Материалы архива Соломбальской судоверфи

В рамках проекта на верфи Товарищества проведут оцифровку чертежей и технической документации архива Соломбальской судоверфи с последующим размещением цифрового архива в открытом бесплатном доступе на интернет-ресурсе «Заветный Флот» — zavetflot.ru. Это обеспечит доступ к чертежам и технической документации архива всех интересующихся историей деревянного судостроения, исследователей-краеведов, профессионалов деревянного судостроения, занимающихся сохранением и развитием традиций судостроения Русского Севера.

Во время исследовательской работы в культурно-выставочном пространстве верфи Товарищества поморского судостроения «Открытая палуба» будут организованы серия выставок оригиналов документов архива.

Выставка "Сокровища архива Соломбальской судоверфи"
Выставка "Сокровища архива Соломбальской судоверфи"
Выставка "Сокровища архива Соломбальской судоверфи"

Полученная сумма гранта: 2 994 990,00 рублей.

4)        В начале зимы на верфи построен карбас «Архангелъ» для участия в экспедиции «Тайны Мангазеи». Карбас длиной 7,5. метров длиной оборудован 6 веслами, двумя мачтами с шпрюйтовым вооружением. Это первое судно построенное на верфи Товарищества. Руководил стройкой мастер народного судостроения Виктор Петрович Кузнецов.

Строительство карбаса "Архангелъ"
Строительство карбаса "Архангелъ"
Строительство карбаса "Архангелъ"
Строительство карбаса "Архангелъ"
Карбас "Архангелъ"

5)        Поморская карбасная регата состоялась 17-18 июля напротив центральной части набережной Северной Двины г. Архангельска. Регата прошла при поддержке Фонда президентских грантов и Благотворительного фонда Владимира Потанина, стала украшением летней жизни города и главным событием международного проекта «Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения».

Гоночный флот регаты построен на верфи Товарищества поморского судостроения по проектам чертежей из архива Соломбальской судоверфи. Для регаты был выбран проект сельдяного карбаса длиной 5.6 метра. Экипаж гоночного карбаса — 5 человек. Карбас оснащен веслами на традиционных кочетах и шпрюйтовым парусным вооружением.

Строительство карбасов регаты
Строительство карбасов регаты
Строительство карбасов регаты
Строительство карбасов регаты
Строительство карбасов регаты
Строительство карбасов регаты
Строительство карбасов регаты
Строительство карбасов регаты
Спуск на воду регатного карбаса "Койду"

Команды для регаты выставили Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Парусный Центр «Норд» им. Ю.С. Анисимова, Северный морской музей, Товарищество поморского судостроения, Хор фрегата «Штандарт» (Санкт-Петербург), клуб «Морские практики».

RGT (3).jpg
Поморская карбасная регата
Поморская карбасная регата
Поморская карбасная регата
Поморская карбасная регата
Поморская карбасная регата

Проекты верфи реализуются при поддержке Фонда президентских грантов, Благотворительного фонд Владимира Потанина, администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, Министерства культуры Архангельской области. 

Партнеры проекта: Северный (Арктический) федеральный университет,  Северный морской музей, Норвежский Баренцев Секретариат, Агентство регионального развития Архангельско области, Национальный парк «Кенозерский», Архангельский филиал Росморпорта, компания Курганские прицепы, компания Powermatic.

6) Одержал победу в конкурсе грантов Губернатора Ахангельской области проект Павильон «Оверкиль».

Арт-объект Павильон «Оверкиль» представляет из себя объёмно-пространственную деревянную конструкцию размером 12 на 6 метров, высотой 7 метров. Основным элементом арт-объекта станет уникальный, последний из сохранившихся карбасов такого размера из села Койда. Размер карбаса 11 метров в длину, ширина 3,5 метра. Карбас будет использован как крыша павильона. В процессе строительства конструктивных элементов Арт-объекта Павильон «Оверкиль» будут использоваться традиционные плотницкие методы обработки и технологии создания конструкций из древесины, которые так же применялись старыми мастерами и при строительстве морских деревянных судов. Все несущие элементы конструкции будут вытесаны топором и обработаны скобелем или стругом. Врубки в узлах соединений выполнятся в соответствии с методами и приёмами деревянного зодчества Русского Севера.
Павильон «Оверкиль» будет расположен на территории парковой зоны Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова рядом с верфью Товарищества поморского судостроения.

Проект "Павильон "Оверкиль"Проект "Павильон "Оверкиль"Проект "Павильон "Оверкиль"Карбас "Юбиляр" прибывает на верфь ТовариществаКарбас "Юбиляр" прибывает на верфь ТовариществаКарбас "Юбиляр" прибывает на верфь ТовариществаКарбас "Юбиляр" прибывает на верфь Товарищества
Автор проекта архитектурного решения — Александр Антонов.

Сумма поддержки: 1 999 342, 80 рублей.

Внимание! Товариществу нужны волонтеры для изготовления 3D моделей деревянных судов, чертежи которых мы сейчас сканируем в Архангельске: у нас целые комплекты рабочих чертежей старых деревянных судов Поморья с Соломбальской судоверфи — нужно ваше волонтерское участие! В команду Товарищества нужен конструктор-судостроитель для участия в проектировании современных экспедиционных деревянных судов для Арктики.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемнадцать − двенадцать =

Прокрутить наверх