Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Новая Зеландия

Морские практики

Сергей Чистяков

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Фоторассказ Ольги Золотусской о Втором летнем плавании Джульетты по Лофотенским островам, 11-21 июля

11.07.2018, Свольвер (норв. Svolvær)

«Джульетта» стоит практически на рыночной площади в центре Свольвера. Она встретила нас свежестиранным бельем, которое придавало ей очень домашний вид. Здесь, в Свольвере, чуть ли не единственная марина со стиральной машинкой на Лофотенских островах, по крайней мере среди тех, где мы были. Поэтому Женя, наш капитан, на радостях постирал все что мог. На «Джульетте» можно теперь играть в прятки.

207409_900

Вечером мы ждем Рината, еще одного члена нашей команды, а пока распаковываемся, готовим ужин, уже сходили в магазин и закупились продуктами на поход.

12.07.2018

На борту команда: Ринат Набиев, Виталий Лазуткин, Ольга и Кирилл Золотуские, Евгений Шкаруба.

С утра познакомились с лодкой, прослушали инструктаж по технике безопасности. Выходим из Свольвера в идем на материк в Будё, там Женю ждет новый стаксель.

Виталий сегодня дежурный капитан, он первый стоит на руле, я — штурман, слежу по планшетнику за нашим маршрутом, Ринат — боцман, Кирюха — матрос.

Вокруг Свольвера очень красиво, погода замечательная. Ринат учит узлы, остальные наслаждаются солнцем.

210548_900

Встали порыбачить. Вместо обещанной трески ловится сайда, но в огромных количествах. Быстро сматываем удочки, пока ее не стало слишком много, главное вовремя остановиться.

211915_900

Загорать можно и в одежде :)

212184_900

Ветер то есть, то нет. Паруса то ставим, то убираем. Но упрямо двигаемся к цели.

214193_900

Пришли в Будё в 10 вечера. Виталий, проявляя чудеса кулинарного искусства, приготовил замечательный плов из красного риса. Про рыбу и говорить нечего, свежепойманая, очень вкусная!

13.07.2018, Будё (норв. Bodø)

Парус на борту, можно спокойно сходить погулять. Идем в музей авиации.

Музей оказался очень интересным, особенно часть с военной авиацией. Музей расположен в бывшем здании аэропорта, можно подняться на настоящуу диспетчерскую башню, какой она была много лет назад.

215333_900 216296_900 216528_900 216963_900

Женя с Ринатом пошли в магазин за инструментами, а мы с Виталием на лодку в душ и готовить еду.

Идем на северо-запад, в сторону острова Ландегоде. До Лофотенских островов дойти сегодня не успеем. Планируем встать на якорную стоянку. Удочки не убираем.

218106_900 218347_900

 

Рыбачим, опять сайда. Попался один минек.

218571_900

Увлеклись немного.

219384_900

 

20:00 Встаем на якорную стоянку в небольшой бухте и идем жарить рыбу.

219750_900

14.07.2018

С утра мы съели салат из вчерашней сайды и позанимались. На фото: решаем задачки на приливы.

220602_900

Снимаемся с якоря и идем на Лофотены в местечко Сёрвоген (норв. Sørvågen), расположенный недалеко от деревушки Å (читается как «О»). В этой деревушке заканчивается (или начинается?) европейская трасса Е10, ведущая в Швецию.

Сегодня прохладно, все утеплились. Кирилл сегодня штурман, его очередь приглядывать за рулевым, чтобы не урулил куда-нибудь не туда.

221791_900

Сегодня пасмурно, ориентиры видны плохо. Идем под парусами, накрапывает дождь. В какой-то момент на руле я потеряла ориентир и попросила штурмана помочь мне вырулить куда надо. Кирюха спросони, после послеобеденного сна, перепутал лево и право и мы скрутили поворот оверштаг. Гик перекинулся на другую сторону, но тут пришел капитан и все встало на свои места.

Недалеко от места, куда мы идем, находится знаменитый водоворот Мальстрём. Вот, что написано про него в Википедии:

«Находится между островами Ферё и Москенесёй. Возникает вследствие взаимодействия приливных и отливных волн со сложным рельефом дна и сильно изрезанной береговой линией. Представляет собой систему завихрений в проливе. Впервые упоминается в атласе Герарда Меркатора, изданном в XVI веке». 

Говорят, что водоворот возникает 2 раза в сутки и во время максимального прилива рев воды слышен на несколько километров. Лодочки и кораблики возят туристов смотреть Мальстрём, такой вот туристический атракцион. Мы, видимо, попали не в то время, а может слишком спокойный океан, но никакого водоворота мы не увидели и не услышали.

223255_900

Опять ловим рыбу. Сегодня для разнообразия скумбрия.

В 8 вечера пришли в Сёрвоген. Встали лагом к симпатичной норвежской деревянной лодке, пообщались с ее хозяином. Он живет на материке, но часто приезжает в отпуск сюда, на Лофотены. Говорит, что здесь спокойно.

224163_900

После ужина пошли гулять. В Сёрвогене находится Норвежский музей телекоммуникации. Деревня являлась вторым местом в Европе где 1 мая 1906 года появился радиотелеграф. Мы попали на какой-то праздник, по улицам ходят толпы молодежи с бокалами вина и пива наперевес. На центральной площади устроена сцена, на которой играют явно приезжие группы, концерт продолжается далеко заполночь. Место очень красивое, гуляли где-то до часу ночи.

224817_900 225689_900 226830_900 227935_900

15.07.2018

С утра мы собирались сходить в деревушку Å, посетить там рыбацкий музей, но наши планы нарушил попутный свежий ветер. Пришлось быстро собираться и выходить, чтобы не упустить такую удачу. Ставим паруса бабочкой и мчимся на всех парах.

Те, кто еще не умеет, учится рулить в условиях шторма.

229749_900

Идем в городок Стокмаркнес, который получил статус города только в 2000 году.

Во второй половине дня море немного успокаивается, становится видно окрестные горы, хоть пока и в дымке. В некоторых местах даже появляются клочки синего неба.

231224_900

 

Швартуемся к небольшому понтону в Стокмаркнесе в 7 вечера. Кирюха подключает нас к электричеству и воде. Так сложилось, что это теперь его обязанность.

 

 

232561_900

 

16.07.2018

Стокмаркнес. С утра сходили в магазин, затарились продуктами.

Поднимаем паруса и идем в Анденес, самую северную точку Лофотенских островов.

Кирилл с Ринатом разбираются с бегучим такелажем.

234131_900

По пути заходим в Сортланд, там большой магазин со всякими инструментами, Женя докупает детали для ремонта.

235322_900

Идем дальше, мосты-мосты. Так и кажется, что заденем мост верхушкой мачты, хоть и знаешь, что там минимум 3 метра запаса, а все равно.

236018_900

Обед на свежем воздухе.

236260_900

Встретили катамаран и лодку под русским флагом, идущих встречным курсом, помахали. А через 5 минут Женя получил в мессенджер сообщение от своего коллеги с нашей фотографией. Вот она, глобализация и компьютеризация :). Отправили им их фото, мы их тоже сфотографировали.

236391_900

Снова ловим рыбу, на этот раз удалось поймать треску. Вокруг необыкновенно красивое голубое море и тупики. Тупики очень смешные, машут крыльями часто-часто, но близко не подпускают, ныряют сразу.
238001_900 239131_900

Очень сложный заход, Женя смотрит в планшетник, я смотрю за глубиной под килем, Виталий на руле.

239712_900

Встаем рядом с двухмачтовой деревянной норвежской лодочкой около девяти вечера, небо просто феерическое.

243927_900

Ближе к полуночи пошли гулять. Закат плавно переходит в рассвет, солнце не заходит с 19 мая по 25 июля. Мы находимся в 300 км. к северу от Полярного круга.

241057_900

Возле маленького маяка Женя запускает квадрокоптер, вот как это выглядит с высоты птичьего полета.

244165_900 244623_900

17.07.2018

Задача на сегодня: увидеть китов. Для этого мы засылаем своего шпиона и выясняем, когда отходит туристическое судно, на котором ходят смотреть китов. У них есть приборы, которые позволяют этих китов засечь, а мы просто сядем им на хвост.

Выходим чуть заранее, чтобы сделать вид, что мы сами по себе. Заодно, чтобы было легче его потом догонять. Ходит-то он существенно быстрее нас.

Через какое-то время нас обгоняет судно с туристами на борту. Китовое сафари началось.

245374_900

Гнались за китами около 2-х часов. Первого кита увидели издалека, толком не успели рассмотреть, он ушел под воду. Теперь надо ждать когда он выплывет еще раз. Ждать довольно долго, за это время мы успели подойти поближе и застыть на носу с фотоаппаратами. Кит всплывает, лежит минут 5, дышит, испуская фонтаны воды. Затем он изгибается и уходит под воду. Главное не упустить момент, когда хвост оказывается над водой.

 

 

246299_900

 

Посмотрев китов, идем в деревушку Стё (норв. Stø), она расположена на самом севере острова Langøya. Море необыкновенно спокойное и красивое. Ставим автопилот и наслаждаемся жизнью. Облака купаются в воде.

247845_900

По дороге рыбачим. Сегодня поймали 3 вида рыб: треску, минька и морского окуня. Окунечки ловятся на одну удочку с треской. Треска крупная, мы увлеклись ловлей. Но в конце-концов треска оборвала крючки с двух удочек и ушла опять на глубину. Особенно расстроился Кирюха. Он уже почти вытащил огромную треску из воды, она уже болталась над водой, но сорвалась вместе с крючками. Надо завтра покупать новые удочки.

249282_900

Улов перекочевал в раковину. Жене придется все это чистить, он у нас главный специалист, поднаторел уже в морских походах. А Виталий специалист по жарке рыбы, она у него получается необыкновенно вкусная.

249383_900

Пришли в Stø в начале шестого вечера.

250106_900

Stø совершенно игрушечная деревушка возле двух гор, на одной из которых расположена военная база с огромной шарообразной антенной наверху. После ужина пошли гулять. Догуляли до вершины горы. На базу путь закрыт, поэтому пошли на другую вершину, повыше. С нее раскинулся прекрасный вид на деревню, окрестные горы, озера, залив на другой стороне, и асфальтовую дорогу к базе, ныряющую в тоннель.

Сначала мы полезли в гору втроем с Кирюхой и Виталием, потом к нам присоединился Женя. Ринат пошел на другую вершину, поменьше.

Джульетта красуется за белым домиком в гордом одиночестве.

251003_900

256691_900

254756_900

Полуночное солнце.

255239_900

Спускаемся вниз, пора спать.

18.07.2018

С утра позанимались. По опыту предыдущих двух дней стало понятно, что если не позаниматься утром, то вечером на это нет уже моральных сил, да и времени. Вышли уже после полудня. В планах встать на якорную стоянку, но непонятно, что будет вечером с погодой. Пока погода пляжная. Ветра практически нет, а солнце шпарит. Кирилл сегодня штурман.

Я испекла брауни с черникой. Мы поставили лодку на автопилот и пошли пить чай на бак.

258013_900

Хорошо сидим!

258499_900

258121_900

Во второй половине дня появился ветерок, поставили паруса.

Идет фронт.

260420_900

Ветер налетел сильный, но удивительно теплый. Порой даже кажется, что мы на юге. Идем с хорошим креном.

260639_900

Ветер подул-подул и утих. Потом снова подул, с другой стороны. Периодически накрапывает дождик, то пойдет, то перестанет. Решаем, что в таких условиях стоять на якоре будет не очень спокойно. Идем опять в Стокмаркнес.

19.07.2018

С утра идем с Виталием и Кириллом в музей круизной компании Хуртигрутен. Ринат спит, будить жалко, Женя занят. В Стокмаркнесе находится штаб-квартира норвежской круизной компании Хуртигрутен (Norwegian Coastal Express). Кроме круизов они также занимаются паромными и грузовыми перевозками. Периодически мы с ними встречаемся на морских просторах.

Начинается дождик. А ведь мы сегодня собирались в Тролльфьорд. Выходим около полудня, натягиваем крышу над кокпитом, мокнуть не хочется. Кирюха рулит.

263901_900

Чудо-юдо рыба кит.

265637_900

266379_900

Дождик заканчивается, в небе появились просветы. Есть надежда на солнышко во фьорде троллей.

266962_900 267349_900

Входим в Тролльфьорд.

268399_900 269631_900 269988_900

К тому моменту как мы достигаем конца фьорда, солнце уже светит вовсю. Вокруг красота необыкновенная. Не удержались и встали на якорь, хоть это и не самое удобное место для якорной стоянки. Кирилл с Виталием полезли купаться.

271195_900

Женя сварил поморскую уху, решаем кушать прямо здесь, в этой красоте.

272821_900 273167_900

Джульетта на рейде в Тролльфьорде.

273750_900 273625_900

Снялись с якоря только в 9 вечера, идем на остров Скрова. Облака ночуют на плечах гор. Опять встречаем Хуртигрутен.

274254_900 274807_900 275063_900

Из судового журнала:
«0050, пришли на островок Скрова. Это недалеко от Свольвера. Я про этот городок давно слышал и читал в лоциях, но никак не мог сюда заглянуть. Несколько островов, тесно прижатых друг к другу и соединенных дамбами, образовали затейливую гавань. Живописные домишки выстроились по периметру деревянных пирсов. Есть несколько понтонов для яхт, но они все заняты. Мы встали лагом к двум чартерным лодкам с ребятами из России. Капитаны Денис Филипов и Алексей Никулин. Одна из лодок — катамаран Lagoon 45 в северном варианте потряс своим теплым кокпитом. Это не лодка, а дача. А в кокпите как в сенях большого деревянного дом. Топчаны какие-то, матрасы, одеяла. Очень уютно. Правда, Денис жалуется, что эта махина не хочет ходить. Ни под парусами, ни на моторе. На двух моторах с оборотами 2500 катамаран идет со скоростью 6 узлов. Странно как-то. Может, пианино на него закатить?»

20.07.2018

В 6 утра выпустили ребят, у них смена экипажа и кому-то утром на самолет. После завтрака взяли с собой все для пикника и полезли на гору.

Пикник на вершине. Грилим сосиски.

280647_900 281091_900«Джульетта» в гавани.

282689_900

После пикника мы с Виталием и Кириллом спустились к пляжику, мужчины опять искупались. После фьорда троллей вода им показалась не такой уж и холодной.

 

 

283622_900

В 7 вечера выходим в Свольвер. Он совсем недалеко, его видно через залив. В 20:30 приходим на заправку, после заправки идем в центр Свольвера, туда же, где «Джульетта» стояла перед нашим приездом.

Это наш последний переход. Всего прошли 366 морских миль.

Утром после уборки попрощались с «Джульеттой» и ее капитаном. Едем домой.

284286_900

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Джульетта. Второе летнее плавание по Лофотенским островам, 11-21 июля, часть III

18 июля

1230, вышли из бухты Стё.

1300, встали под паруса, сегодня поворачиваем на юг. Погода такая, что захотелось устроить чаепитие на солнечном баке. Редко такое случается. Обычно на баке ветрено, мокро или хотя бы холодно. А бак — это особая часть «Джульетты». Здесь мачта стоит, здесь нос и якорь. Мотора и людей почти не слышно. Особенное место, будет возможность — идите и посидите на баке, сами поймете.

IMG_9840

1700, пришли в Сортленд. Полюбился нам этот город-магазин с синими стенами.

IMG_9861

IMG_9863

1840, отошли от понтона. Встали под паруса.

2030, только я проснулся, как грянул шквал. Второй раз за последние две недели. Ну не шквал-шквал, прямо страшный, но хороший порыв ветра силой до 27 узлов с разворотом на 180 градусов — прилетают сюда такие дыхания. Погода испортилась, южный ветер принес дождевые тучи и неспокойный ветер со всех направлений.

Решили отложить якорную стоянку и переночевать в Стокмаркнесе. Здесь находится уже известный нам понтон с электричеством и водой. Кроме того, здесь есть морской музей. Он виден издалека: это бывшее грузовое и пассажирское судно первой половины прошлого века. Такие ходили вдоль берега Норвегии. Нужно посетить.

2130, встали в Стокмаркнесе.

19 июля

Морские практики ходили в музей. Я закончил воевать с Вебасто. Высверлил старый датчик, нарезал резьбу и вставил новый. Поставил агрегат на место и — о, чудо! — она заработала! Греет внутренности «Джульетты». Вообще, у нас лето, тепло.

1240, вышли  в пролив.

Пытаемся найти треску. Удается это Виталию, на его удочку ловится рыба, он нас сегодня кормит. Дождался.

IMG_9892

1830, пришли в Трольфиорд, встали на якорь, в самой глубине. Стоянка так себе. Здесь отвесные стены уходят из самой глубины вверх под облака. Шельфа, где можно положить якорь, почти не существует. Положили его на глубине 25 метров, а стоим на 12 метрах — в 20-ти метрах от нас уже скалы. Хорошо, что ветра мало, но все равно  неприятно. Виталий и Кирилл купались на радость нам, местным духам и туристам.

Хуторок на входе во фиорд. Иногда мне просто завидно на всё это смотреть.

IMG_9902

IMG_9906

IMG_9907

Трольфиорд.

IMG_9928

Хорошо, когда люди начинают ценить свою историю, то, что было в прошлом: местные раскопали старый паром и возят на нём гостящий люд. У нас это могли бы быть паровозы, наверное, и пароходы.

IMG_9933

Наши купаются в любой воде.

IMG_9939

IMG_9944

2100, снялись с якоря. Уходим из Трольфиорда.

IMG_9959

2130, поставили паруса. Лавируемся против остатков ветра, который уже почти прошел. Засиделись мы в Трольфьорде.

2о июля

0050, пришли на островок Скрова. Это недалеко от Свольвера. Я про этот городок давно слышал и читал в лоциях, но никак не мог сюда заглянуть. Несколько островов, тесно прижатых друг к другу и соединенных дамбами, образовали затейливую гавань. Живописные домишки выстроились по периметру деревянных пирсов. Есть несколько понтонов для яхт, но они все заняты.

Мы встали лагом к двум чартерным лодкам с ребятами из России. Капитаны Денис Филипов и Алексей Никулин. Одна из лодок — катамаран Lagoon 45 в северном варианте потряс своим теплым кокпитом. Это не лодка, а дача. А в кокпите как в сенях большого деревянного дом. Топчаны какие-то, матрасы, одеяла. Очень уютно. Правда, Денис жалуется, что эта махина не хочет ходить. Ни под парусами, ни на моторе. На двух моторах с оборотами 2500 катамаран идет со скоростью 6 узлов. Странно как-то. Может, пианино на него закатить?

0630, выпускаем наших ребят от причала.

Утром гуляли. Если Скрова проигрывает соседнему Хеннингсверу по нарядности набережных, то горка над городом вне конкуренции. На неё мы, конечно, вскарабкались. Снимали себя на горе, жарили сосиски и всячески старались задружиться с этим местом.

IMG_9968

На самой горе торчит Солярный знак. Раскрашенный, с ленточками.

IMG_9985

IMG_9986

DCIM100MEDIADJI_0151.JPG

Вот они мы на верхушке.

DCIM100MEDIADJI_0160.JPG

Если в таком месте не перекусить, то… Вобщем, лучше это сделать. Хорошо приходить в гости не с пустыми руками.

DCIM100MEDIADJI_0181.JPG

DCIM100MEDIADJI_0194.JPG

1900, выходим в Свольвер.

2030, заправились топливом. Идем в центр Свольвера. Солнце ласкает нас напоследок. Заканчиваем этап.

Всего прошли 366 морских миль. Снова эти вешала перед глазами.

DCIM100MEDIADJI_0017.JPG

Напоминают, что Лофотены — это царство рыбы, рыбного жира, солнца и света.

DCIM100MEDIADJI_0034.JPG

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Джульетта. Второе летнее плавание по Лофотенским островам, 11-21 июля, часть II

15 июля

Сильный юго-западный ветер принес туман и дождь. Готовимся к выходу в море, выбрали риф-шкентеля на гроте.

1110, отошли от рыбачка. Ветер навальный. Пришлось заводить кормовой шпринг и хорошо прижиматься кормой к соседу. Вместе с нами, с нашим носом, начал разворачиваться и он. Так или иначе вышли в море.

Поставили зарифленый грот и стаксель.  Ветер попутный до 25 узлов.

IMG_9436

1250, несемся с попутным ветром. Стаксель «бабочкой». Скорость «Джульетты» до 10 узлов. Ради этого ветра мы сегодня отказались идти в музей городка А. Лучше покатаемся с горочек волн.

IMG_9433

1430, плохая видимость. Огибаем рифы.

1610, заходим в пролив. Убрали стаксель перед мостом. Высота моста 30 метров. Высота нашей мачты 27 метров. Каждый такой мост в первый раз вызывает волнение и легкий мандраж. Несемся в раскрытую пасть пролета с попутным ветром и течением.

IMG_9442

1625, прошли мост. Чуть не снесли его своей мачтой. Мчимся дальше.

Местная лодка. высокий форштевень.

IMG_9456

2200, пришли в Стокмаркнес.

16 июля

Утро посвятили правому борту. Кирилл — мой первый помощник в этом благородном деле. Вот эта штука отлично смывает следы от автомобильных покрышек. Долго искал его.

IMG_9476

1135, отошли от причала.

IMG_9478

Инфраструктура Лофотенского архипелага поражает. Сколько здесь людей живет? И на каждого по мосту.

IMG_9484

Встали под паруса. Солнечно. Ищем магазин «Белтама». Есть в Норвегии такая сеть магазинов, где можно найти всё, ну или почти всё.

IMG_9488

1400, встали в городке Сордленд. Это тот, что с синими стенами. Местная гавань для лодок нам не подходит — мелко. А вот встать в центре города у причала заправки можно. Надо только подвинуть пару натовских сторожевых кораблей.

IMG_9500

1450, купили в Бильетме тиски, метчики, шампуни и прочее барахлишко.

1630, стартовали дальше.

IMG_9505

Под мост.

IMG_9509

Подняли паруса. В проливах спокойно.

IMG_9512

IMG_9521

IMG_9516

IMG_9527

Вожусь с печкой Вебасто — головная боль на «Джульетте». Даже две головных боли: Вебасто у нас две. Если одна работает, то другая обязательно не работает. Сейчас мне нужно высверлить старый датчик тепла и вставить новый в неработающую печку.

IMG_9530

2100, встали над свалом у берега и наловили скумбрии. Эта рыба нам еще не попадалась.

IMG_9539

IMG_9553

Идем в Анденес.

IMG_9555

IMG_9564

IMG_9573

Анденес.

IMG_9590

IMG_9603

IMG_9611

2300, пришли в Анденес. Это городок на самом севере. В этот раз заходили в гавань по короткому, уже известному нам маршруту над банками. Плавали — знаем!

IMG_9612

17 июля

В два часа ночи, после жареной скумбрии, пошли гулять в гавань, на старый мол. Освещение необыкновенное вокруг. Такое редко бывает.

IMG_9618

IMG_9620

IMG_9647

IMG_9656

IMG_9665

IMG_9679

IMG_9681

IMG_9688

Не могу понять, эта лошадь сама туда голову засунула или ее за уши держат не выпускают?

IMG_9691

Стоим рядом с нарядным сейнером. Когда-то он ловил треску, а теперь у него на палубе стоит ведро с желтыми одуванчиками.

IMG_9697

Утром узнали, когда будет ближайший рейс китового сафари. Они стартуют в пол-одиннадцатого.

1020, отошли от причала и спешим пройти мелкий фарватер перед судном сафари. Мы уже знаем, где они будут выходить, хотим присоединиться к ним по дороге.

1045, встали в хвост туристическому судну.

IMG_9719

1120, кит! Валяется на поверхности, дышит во всю мощь легких и пускает в небо фонтаны воды. Нет, скорее это не фонтаны, а облака пара. Курит. Перекур между погружениями в глубину. Перекур на верху у кита 5-10 минут, потом заныр на глубину поесть минут 50. Хватает ли у него времени на личную жизнь, встречи с друзьями, концерты — никто не знает. А говорят, он очень умный, намного умнее нас.

IMG_9746

IMG_9758

1200, поехали в городок Стё. Это еще один северный мыс Лофотенских островов.

1520, выспался сам и всех отправил спать — блаженство теперь.

1750, наловили рыбы. И трески, и окуней, и даже миньков. Такие из отряда сомов, только совсем отдельные и морские.

Олина треска.

IMG_9774

1830, пришли в гавань городка Стё.

IMG_9785

IMG_9794

Гуляли на гору под руководством Виталия. Я думал, мы пошли погулять, а оказалось — у нас восхождение. По горной тропе над пропастью почти за облака. Лезем, лезем. Внизу посёлок остался, военный радар, дорога к нему под горой, на которую мы карабкаемся. А на верху благодать. Мхи на камнях как плюшевые диваны. Валяйся, думай, чувствуй — все, что хочешь.

IMG_9799

Тур.

IMG_9806

IMG_9811

IMG_9815

IMG_9821

IMG_9827

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Золотая осень на Лофотенских островах

Друзья, через месяц мы вернемся со Шпицбергена — на Лофотенских островах наступит золотая осень, пойдут грибы, треска будет светиться в темной воде, ночи сгустятся и, может быть, нам доведется увидеть осеннее северное сияние. Состоится еще один этап, о котором мы раньше не объявляли:

Старт в Тромсе 28 августа — плавание через Лофотенские острова — финиш в Будё 4 сентября. 

e6108602b1f1b601f7e929074e40576b dd60b2dd4d13f16b23f814b9348906ad

Продолжительность этапа 7 дней. Дистанция 250 миль. Стоимость 800 евро.

В стоимость не входят расходы на продукты, топливо, финальную уборку. 

Во время плавания на «Джульетте» можно будет пройти подготовку и получить сертификты IYT: матрос (Crew Sail), капитан прибрежного плавания (Yactmaster Coastal Sail), капитан открытого моря (Yactmaster Offshore Sail).

Будем рады видеть вас на «Джульетте»!

NORWAY-TANGSTAD-FJORD-NATURE

37886198_1726014670801335_8293473718479355904_n

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Джульетта. Второе летнее плавание по Лофотенским островам, 11 - 21 июля

11 июля. Свольвер

Лофотены лето 22

Рядом с нами пришвартован старенький шлюп с красным корпусом, еще один бродяга с неограниченным районом плавания.

IMG_9195

IMG_9191

Украшенная свежим постиранным бельём «Джульетта» отдыхает и ждет новый экипаж морских практиков.

IMG_9224

Яхтенная марина Свольвера рассчитана на лодки не больше 36 футов длиной. Нам приходится стоять в центре города. Лодки поменьше стоят у двух понтонов. Нам к ним не встать — мелко. Мы пришвартованы к  деревянному пирсу. Амплитуда прилива здесь не большая — около двух метров. Стоим комфортно, на длинных продольных швартовых.

DCIM100MEDIADJI_0038.JPG

На противоположной стороне бухты, на узком полуострове, который прикрывает нас с моря, находятся вешала для сушки трески. Сейчас они почти пустые, треска разъехалась по Португалиям и Испаниям. Только головы остались — ждут отправки в Африку.

IMG_0030

К вечеру на борту «Джульетты» собрался экипаж — Ренат Набиев, Виталий Лазуткин, Ольга и Кирилл Золотусские, Евгений Шкаруба.

Начинаем еще один вояж по летним Лофотенским островам. Погода обещает быть разной. Когда дует южный или юго-западный ветер, погода портится. Небо хмурится и льют дожди. Но когда ветер сменяется на северо-восточный или восточный, как здесь говорят — «русский ветер», погода налаживается, светит солнце, ловится вкусная рыба, тепло и радостно.

12 июля

1100, вышли из Свольвера.

IMG_0016

Сегодня мы идем в Будё. Забирать новый стаксель. Стаксель наш опоздал, не пришёл во время, поэтому приходится возвращаться на 60 миль назад.

IMG_9237

1250, напротив островка Скрова наловили сайды, прставили паруса. Лавируемся в Будё. В большом запливе, который отделяет Лофотенские острова, дует юго-восточный ветерок силой до двух-трёх баллов.

IMG_9239

1400, почистил рыбу, устроил её на протвине с луком и сметаной, заложил в духовку. Наверху дует ветер, лодка режется острыми курсами, лавируется неутомимо. Солнце. Жду. Скоро ляжем на левый галс и пообедаем.

1500, сели обедать. Пока мы на чистой воде. Посмотрел в интернете: в Норвегии пятьдесят тысяч островов. Я думал, их в два раза больше, но все равно — много.

2200, пришли в Будё. Встали вторым бортом к самостроенному кэчу. Гостевой понтон занят полностью — горячий сезон на Лофотенских островах.

Алексей Андреев привез нам новый парус, полученный вчера из Турции.

13 июля

Утром гуляли в музей авиации. Почему-то так получилось, что именно здесь, на самом краю света, находится самый большой и крутой музей авиации Норвегии. Говорят, жители столицы хотели музей забрать, но горожане Будё его отстояли. Молодцы.

IMG_9261

Те кто в курсе, наверняка узнают здесь известные модели воздушных судов. Мне остаётся любоваться на эту разномастную, цветную, шумную воздушную чехарду. В воздухе рябит от летающих от хвостов, крыльев и перьев.

IMG_9305

IMG_9307

IMG_9310

IMG_9314

IMG_9329

IMG_9336

IMG_9343

А вот этого я знаю. Это U-2. Точно такой летел над нашим СССР и был сбит под Свердловском. Летел он в Будё. Летел, летел, и не долетел.

IMG_9320

Музей, в самом деле, хорош. Я от темы далёк, но и меня пробрало. Жаль, что времени мало, в такой музей нужно ходить неделю и будет на что поглазеть.

1740, вышли из Будё. После музея долго ходили по магазинам. Скупали инструмент. Хочу перед тем, как заводить новый стаксель, хорошенько подремонтировать штаг-пирс. От постоянных нагрузок винтики из него вываливаются переодически, профили начинают «дышать» в местах сочленения и зажевывают переднюю шкаторину паруса.

IMG_9355

IMG_9364

1850, рыбачим сайду без ограничения.

1910, убегаем от рыбы.

IMG_9368

2000, встали на якорь в небольшой защищенной лагуне с южной стороны острова Ландегоде.

14 июля

Занимались приливами. Решали задачи: через сколько времени после малой воды судно может пройти над баром на входе в реку, если глубина на карте… И так далее.

IMG_9400

1040, закончили считать приливы. Снялись с якоря, идем на Лофотены.

1320, ветерок от запада. Встали под паруса.

1440, сквозь сон услышал запах манника. Спросонья поднял тревогу, показалось, что все наверху и манник уже горит. Проспал целый час на ходу. Для меня на Лофотенах такое случается редко. Пятьдесят тысяч островов не дают расслабиться ни на минуту.

1700, славный ветерок тянет нас через залив. А ведь не должно было быть его. Еще один местный феномен — ветру наплевать на метеопрогнозы. Дует куда и как захочет.

1818, пришли в Мальстрём, но нет его. Тишь и гладь. Эдгар По расстроился бы здесь сегодня. Рыбачим.

IMG_9408

2000, встали в Сёрвогене. Понтон занят, прилепились к маленькому деревянному рыболовецкому сейнеру лагом. Симпатичный, особено рубка хороша.

IMG_9412

Гуляли по округе.

IMG_9415

IMG_9425

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Плавание по Лофотенским островам, 29 июня - 11 июля. II часть

5 июля. Хенингсвер

Лофотены лето 2

Продолжаем плавание по прекрасным Лофотенским островам. Экипаж «Джульетты» тот же: Андрей Суворкин, Варвара Дымова, Ольга Иевлева-Старк и Александр К. и Евгений Шкаруба.

Небольшой понтон, к которому мы вчера смогли привязаться передней частью правого борта, благополучно выдержал испытания «Джульеттой». Не сломался и не оторвался.

Вчера вечером в первый раз появились комары.

1230, вышли из Хенингсваера. На лодке и по берегам все залито светом. Глаз не устает рассматривать берега, рыбацкие лодки и то, как экипаж убирает кранцы.

IMG_8753

Главное не отпускать с мостика штурмана, чтобы не влететь за этим праздником на каменную банку.

IMG_8762

Решили пока не рыбачить.

IMG_8772

1440, заглянули в Свольвер. Мне нужно кое-что прикупить для хозяйства. Солнце. Тепло.

IMG_8775

А вот еще местная радость — лофотенские рыбацкие боты.

IMG_8780

Еще недавно их было очень много, да и сегодня норвежцы умею беречь свой старый флот.

IMG_8686

Саша и Андрей.

IMG_8781

1600, вышли из Свольвера.

1900, нашли в море треску, а то все время попадаем на сайду.

IMG_8787

Пришли в Трольфиорд. Покрутились, посмотрели на толстые вертикальные стены и пошли искать якорную стоянку. Здесь стоять на якоре не удобно: очень глубоко, нет шельфа, не за что зацепиться.

IMG_8800

2340, встали рядом с Трольфиордом  в небольшой бухте с пометкой «Якорная стоянка». Тихо, спокойно вокруг.

6 июля

0430, сорвало с якоря. Ветер поднялся. Задул с юга.

Якорной вахты мы не выставляли, не пришло в голову в таком тихом месте. Я проснулся почему-то. «Джульетта»  ходила на якорной цепи галсами, в право и влево. Посмотрел на планшет и увидел, что нас сильно снесло к берегу. Вышел на палубу — по фиорду дует холодный ветер, низкие облака над головой. Поднял команду. Успели поднять якорь. Вышли в пролив, поставили стаксель. Пошли на север, вниз с течением и попутным ветром.

0530, под одним стакселем с течением летим со скоростью 10 узлов. Ищем закрытую якорную стоянку.

IMG_8811

0640, встали на якорь в небольшой бухте. Согласно карте казалось, что бухта будет закрытой, но и сюда прилетают шальные порывы ветра.

Спал под козырьком. Расстелил постельку над трапом вниз, как когда-то в проливе Святого Лаврентия, и спал так в полглаза, приглядывая за лодкой и ветром. К 10 утра ветер успокоился и я, благодарный, перебрался вниз. Экипаж спит после ночного проишествия, «Джульетта» тоже дремлет согретая солнцем.

1400, снялись с якоря. Поставили грот.

1730, пришли в Сортланн. Для катеров и яхт здесь мелко. Нам на «Джульетте» можно стоять только у самого входа в гавань. Свободных мест почти нет, пришлось ютиться буквально у краюшка понтона. Сейчас примерно полводы — считаем приливы, чтобы не сесть килем на грунт, когда вода уйдет. Варим поморскую уху.

Гуляли по городу. Главная достопримечательность — синий цвет домов. Какой-то местный активист от искусства пробил идею, что хорошо будет покрасить все стены города синим цветом. На все стены краски не хватило, но кое-что действительно посинело.

7 июля

1035, вышли из синего города Сортланна.

После того, как прошли под мостом, Андрей вывел формулу о том, как зависит высота лодки от её наклона:

Высота H накренённой лодки = h(высота мачты) умноженной на cos b (угла наклона). Ну вот, а то все на глазок да на авось.

1410, с камбуза потянуло жареным лучком — невозможно спать.

Бывают трехузловые сны, бывают четырехузловые, бывют пятиузловые трипы и т.д. Это как-то связано с крейсерской скоростью, раскачкой и чем-то неуловимым.

На мостике Андрей занимается навигацией. Вспоминает азы.

IMG_8855

1800, попутный ветер до 20 узлов. Поставили стаксель бабочкой на спинакер-рею.

2000, пришли на северный мыс острова Анней, самого северного мыса Лофотенских островов, в порт Анденес.

Гуляли по каменному молу, который прикрывает гавань с северо-западного направления. Суровое сооружение из дикого камня. Когда его поставили, интересно? Маяк старый и знак на конце мола тоже старый, бетонный земной шар треснул по экватору.

IMG_8877

IMG_8881

IMG_8893IMG_8911

Еще один распространённый вариант местных рыбацких лодок.

IMG_8917

Руль.

IMG_8921

Скоро полночь.

IMG_8924
8 июля

Вчера вечером хитро выведали время старта судна, которое везет туристов на китовое сафари. Здесь, в Анденесе, на самом северном мысу заканчивается автодорога сухопутных туристов и их отсюда возят смотреть на китов. Задорого. Мы же хитрые. Пристроимся к такому сафари-судну в хвост и пойдем к китам. Готовимся стартовать в 11 часов.

IMG_8934

1о55, готовы к старту. Центральные швартовы на борту, стоим на кормовом и носовом. Ждем, когда отвалит сафари-судно. Без него нам китов искать долго, а с ним — быстро. Эти бывшие китобойные суда оборудованы сонарами, поэтому слышат и находят китов без труда.

1100, стартовали. Гонимся за сафари-судном. Оно выбирает путь над мелями. Мелко для нас, мы боимся сесть на камни, но продолжаем гонку за лидером. Настоящее ралли-сафари у нас творится.

1230, кит и дождь. Пришли на место. Долго бежали навстречу ветру и волне и наконец пришли сюда, на пастбище китов. Большой кит валяется на поверхности океана и дышит впрок. Отдыхает. Потом, надышавшись, ныряет кормиться планктоном или еще там чем, в глубину. На хвосте у него родимое пятно цвета охры.

IMG_2853

IMG_2874

1515, обошли россыпь банок напротив мыса и лавируемся внутрь залива Андфьорден. Дождь и сырость кругом.

1850, за полчаса наловили трески на пару дней. Восемь хвостов. Теперь их надо как-то есть.

IMG_8966

2220, пришли в Харстад. Самый большой город на Лофотенских островах. Здесь у нас закупки, магазины, газ нужно поменять и вообще, поглазеть на местную красоту.

IMG_8978

9 июля

1255, вышли из Хордстадта. Перед отходом Саша заглянул к начальнику порта и узнал, что в фьорде Хьелльсунн течение идет на юг с полводы отлива. Хотим попробовать на нём прокатиться.

IMG_8981

IMG_8986

1530, начали проходить фьорд и увидели, что течение встречное. Вдобавок и ветер встречный. Так дело не пойдет.

IMG_8985

1600, встали на якорь переждать встречное течение.

1700, поехали дальше, поев ухи. Начало прилива, попутное течение в фьорде.

В кают-компании капитаны вспоминают правила МППСС.

IMG_8988

Мимо проплывают берега пролива. Мне эти места напоминают берега большой реки.

IMG_9005

1840, пришли в городок Лёдинген.IMG_9027

Гуляли по городу. В основном, это дачный городок, но есть и история — интересная скульптура, посвященная телефонисткам коммутатора. Помните: «Алё, барышня, Смольный!»

Мы тоже попробовали подсоединиться к сети к этой сети.

 

IMG_9046

BLFZ0071

Березки и прочая зелень.

IMG_9059

10 июля

1055, ветер с берега. Мы стоим носом к берегу. Решили отойти от причала под парусом. Подняли грот, завели кормовой шпринг и, вися на нём, отвели нос. Нехотя лодка начала набирать ход и пошла. Так, развлекая соседей, отошли от понтона. Был момент, когда «Джульетта» под одним гротом не захотела увалиться полнее галфвинда — не набрав ход, ей это сделать трудно. Пришлось быстренько открывать стаксель, чтобы отвернуть от пирса, в который мы бодро направились.

1212, лавируемся в Свольвер. В заливе встречный ветерок до 15 узлов.

IMG_9095

Солнце и почти нет волны. Только стаксель у нас старенький, тяжело ему, приходится перетягивать его, чтобы не полоскал потянутыми шкаторинами.  Так отловировались 36 миль.

IMG_9109

2130, встали в Свольвере. За полчаса до финиша этапа выглянуло солнце и очень кстати осветило нашу жизнь.

IMG_9137

Задворки Свольвера.

IMG_9141

IMG_9147

Опустели тресковые вешала. До следующей путины.

IMG_9173

Весь этап потянул на 343 мили. Спасибо за отличную преборку, друзья!

IMG_9200

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Плавание по Лофотенским островам, 29 июня - 11 июля. I часть

29 июня, Будё

Лофотены лето 1

Распаковываю «Джульетту». Убираю тент с бака и думаю, как лучше будет укрыть лодку на зиму следующего года. Три месяца «Джульетта» стояла здесь, в Будё, напротив Лофотенских островов. Стоянка прошла благополучно исключительно благодаря заботе нашего друга Алексея Андреева. Время от времени в большую гавань Будё прилетал западный ветер штормовой силы, но Алексей вовремя докупил кранцев на борт — все обошлось. Кроме того, приезжал Алексей Чиркин — заменили аккумуляторы, ремонтировали генератор и занимались прочими хлопотами, которым нет конца.

Зимой мы наладили съемный бэби-штаг и пошили штормовой стаксель. Кроме того, ждем из Турции новый основной стаксель — «Джульетта» обновляет гардероб и, кажется, довольна этим.

Погода радует. Тепло. Это вам не зима и не весна, когда каждый выход на палубу равнялся выходу в космос. Одевали на себя всё, что можно, открывали люк и шли заниматься космическим яхтингом. Сейчас всё другое.

1440, убираю лодку и, представляете, «Джульетта» стоит с открытыми люками. Не холодно. Вчера, когда приехал, в первую очередь запустил Вебасту, закрыл все люки и стал ждать тепла. Алексея этим удивил. Потом расслабился и понял, что люки лучше открыть — на улице теплее, чем внутри. Проветриваю её, сушу стены, потолок и все прочее.

IMG_8537

Ездили с Алексеем посмотреть на местную классику.

IMG_8491

Совсем старый рыбачек стоит.

IMG_8501

Здесь у каждой деревяшки есть история.

IMG_8497

Алексей Андреев и Мортен Хесхамер в гостях.

IMG_8520

30 июля

Вечером приехали морские практики Андрей Суворкин, Варвара Дымова, Ольга Иевлева-Старк и Александр К. Итого со мной — пять человек.

1 июля

Утром начали заводить старый стаксель. Новый, который я заказал два месяца назад в Турции, еще не готов. Может, это и к лучшему, потому что когда мы начали поднимать старый стаксель, не заметили, что алюминиевые профили, из которых собрана закрутка, разошлись. В итоге оторвали пару метров лектроса в верхней части передней шкаторины.

IMG_8552

Оля и Саша

IMG_8560

Саша и Андрей.

IMG_8557

Саша и Оля ставят новый натяжитель ахтерштага.

IMG_8550

Первый натяжитель был у нас гидравлический и служил верой и правдой, пока в Тихом океане у нас не упала мачта. Была такая история. В самый драматический момент, когда обломки мачты уже висели у нас у нас за бортом,  нужно было срочно от них освободиться — отдать ванты, ахтерштаг и форштаг — натяжитель заупрямился и не хотел отпускать ахтерштаг. Кто-то сгоряча схватил плоскогубцами за шток и покарябал его. После этого гидравлический натяжитель перестал держать нагрузку. Мы долго мучались с ним, пытаясь восстановить поверхность штока — все без толку. Покупать в магазине дорого, решили сделать сами. Для этого Алексей Чиркин сделал такой чертёжик:

28906423_1571440402925430_1997668826_n

Сергей Коваленко и Алексей Чусов выполнили его внатуре. Такой классный получился аппарат со штурвалом и всеми внутренними сложностями. 30726615_1064425557030275_6669818738759434240_n

Таким натяжитель приехал из Новосибирска к нам в Архангельск.

33429711_1645685422167594_4791493802072211456_n

Сегодня он занял свое штатное место на корме «Джульетты».

1800, поднимаем Олю на мачту, проверить штаг. Что-то парус у нас не поднимается. Обнаружили, что оторвали лектрос. Понятно, это был пенсионный протест старого паруса, который работал на нас с 2013 года, со времен поломки мачты. Под этим старым стакселем мы прошли, наверное, тысяч сорок миль и давно уже обещали ему пенсию, но вот не случилось пока. Новый стаксель где-то застрял, а старый лезть наверх категорически отказывается. Что делать? Убрали его и пошли гулять.

Ура! Мы выиграли чемпионат! В том смысле, что победили в матче с Испанией. Отголоски футбольных страстей доносятся и к нам, на край света. Вид с самого верха главного отеля Будё.

IMG_8576

Вот и «Джульетта» в начале гостевого причала.

IMG_8567

По соседству стоит мотосэйлер-кэч для арктических походов.

IMG_8586

Слов нет, большой и мореходный, но вот мачты жидковаты, на мой взгляд. Сломаются такие тростинки!

IMG_8564

2 июля

Утром достали из закромов еще один, еще более старинный, стакселёк. Готовимся его поднять.

1130, закончили возиться со стакселем. Поставили. Он, конечно, лохматенький и потянутый по шкаторинам, но вполне себе парус.

1500, вышли из Будё.

1520, встали под паруса. Дует NE 17 узлов. Идем в фьордах. Скорость «Джульеты» до 8 улов. Отсчет лага 83580 миль.

1818, давно не ходили так комфортно. Ветерок дует из из залива, что отделяет Лофотенский архипелаг от материка. Волны почти нет. Солнце светит весь день. Топаем на самый запад Лофотенских островов.

Варя на подвахте дивана.

IMG_8588

Свеж и прозрачен здешний заполярный воздух. Идем на остров Верёу.

IMG_8589

2120, перед самым заходом в бухту произошел разворот ветра на 180 градусов и усиление до 27 узлов, почти шквальный порыв. Можно сказать, для меня такое впервые. К этому времени над морем уже заштилело. Ясное небо. Была какая-то рябь на воде, но совсем не до такой степени.

IMG_8593

Невозможное солнце прямо светит в глаза.

IMG_8595

IMG_8597

Убрали стаксель и грот , заходим в бухту городка Ресснесвоген. IMG_8602

Рыбацкий порт.

IMG_8607

В небольшой марине в углу стоят несколько яхт. По карте на входе мелко. Решили не рисковать и встали лагом к рыбаку. Вышел хозяин причала, убедил нас, что мы сможем зайти в марину. Хорошо. Попробовали. Когда эхолот начал показывать 0,8 метра под килем, а с яхт из марины нам замахали руками, дали задний ход и вернулись под бок к рыбаку. Ох, уж мне эти береговые умники.

2250, причалили к рыбацкому траулеру во второй раз. Не верьте умным людям с берега!

IMG_8611

Рыбак, к которому мы привалились, — «Havsula Vest» или «Океанское солнце запада».

IMG_8616

3 июля

Утром совершили попытку найти местных тупиков — есть такие северные птички с ярким клювом, треугольными глазками и подведенными бровями. Но не нашли. Только промокли под дождем и полюбовались местными ландшафтами.

IMG_8633

IMG_8623

1540, отошли от «Океанского солнца запада».

1650, пять пойманых сайд уняли грусть от невстреченых пуфиков (тупиков).

1705, поставили паруса. Идем в известный водоворот Мальстём. Помню, как когда-то читал про это место у Эдгара По. Дома никого не было, вечер, пурга за окном — пришлось читать сидя на лестничной площадке, чтобы быть по ближе к людям.

Отличные порывы с берега. Скорость «Джульетты» достигает  9 узлов.

1900, прошли Мальстрём и не заметили его. Угодили в момент стояния воды, значит, течений нет, волны с моря тоже нет. Можно сказать, повезло. Спокойно на море, хотя драматично.

IMG_8643

1940, пришли на остров Флаксадёйа в местечко Сёрвоген рядом с местечком А или по русски О. Встали лагом к аккуратному понтону в в бухте.

IMG_8649

4 июля

1110, заправились топливом.

1230, гуляем в А. Или О? Камни здесь носят водоросевые юбки.

IMG_8662

Здесь кончается западная автомобильная дорога по Лофотенам. Сухопутные туристы дальше пробраться не могут. Сидят там, несчастные. Даже в рыбацкий музей не идут, а он отличный!

Вот как легко традиционную ёлу переделать в мотобот!

IMG_8674

Спасительный черпак — вечный атрибут морского судна. Что он символизирует? Надо над этим как-нибудь поразмыслить.

IMG_8681

Ёла или что-то на неё похожее.

IMG_8682

Рулевое устройство. Хозяин, видимо, был левшой, если сделал удлинитель под левую руку.

IMG_8683

Старые фото, от которых глаз не оторвать.

IMG_8685

Вот примерно столько бывает трески на Лофотенских островах!

IMG_8686

Сезон уже прошел, а эти сушеные головы все еще ждут отправки в Африку.

IMG_8699

1710, вышли из Сёрвогена.

1740, закончили безуспешно рыбачить.

Очень тихо на море. Видели большую гринду. Прошла мимо нас на встречном курсе и не оглянулась.

IMG_8724

Варвара.

IMG_8731

Ищем рыбу.

HORL1383

2100, успешно ловили сайду и две трески.

Сайду попробую засолить.

2350, прошли между двух островов Сольвардхольмен и Хенингсвер. Эти два островка вытянулись друг напротив друга и разделены только узким каналом. Местные жители устроили дамбу со стороны моря и таким образом закрыли одну сторону канала. Получилась отлично защищенная гавань. Живут здесь рыбаки, это сразу видно, и туристы, конечно.

Встали к понтону в самой глубине гавани.

DCIM100MEDIADJI_0059.JPG

DCIM100MEDIADJI_0068.JPG

DCIM100MEDIADJI_0072.JPG

DCIM100MEDIADJI_0075.JPG

DCIM100MEDIADJI_0095.JPG

Завтра зайдем в Свольвер и отправимся дальше — на север Лофотенских островов.

 

 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 19 июня

19-ое

Утром Пришли в Сюзьму. Это скорее дачный поселок, чем деревня, тем более Северодвинск рядом. Деревню и морской песчаный берег от сопки, обильно покрытой лесом, отделяет широкая речка. Так что слева у тебя соленая вода Белого моря, а справа пресная, речная. Конечно, все полезли купаться в реку, где вода была не такая холодная. Надо сказать, что начиная с Дураково, Паша и Евгений Александрович купались в ледяной воде регулярно. После обильного ужина завалились спать. Моросил дождик, переходящий в дождь.

36861243_957053791123978_9200395014088163328_n36788610_957053797790644_6937912186513653760_n

 

36817636_957053954457295_329117597226237952_n

На берегу Сюзьмы стоит часовня, похожая на киосок «Союзпечать». На горке очень странная деревянная церковь. У прибрежного дома море отодвинуло в сторону стену и, как в детском кукольном домике, на обозрение морским жителям выставило жилой интерьере с мебелью, посудой и часами-ходиками.

36834012_957054187790605_6214760249304285184_n

36781660_957054261123931_6063745359476162560_n

Вечером резко вскочили и ушли в море. Нас догонял настоящий, ужасный шторм. Сможет ли наш карбас пережить ненастье?

36823102_957053581123999_4799905796169138176_n

Сначала шли под парусами. Погода становилась все хуже, на горизонте дымили мрачные трубы Северодвинска. Их периодически закрывала рваная черная пелена. Было такое ощущение, что мы внутри урагана, как в рассказах Джека Лондона. Вокруг бушевала непогода, на горизонте, на фоне фиолетовых туч, проступали макароны проливного дождя. Вокруг кружили черные рваные тучи и явно бесновался порывистый ветер. А у нас вообще ветер закончился и мы пересели на весла. Трубы Северодвинска вращались вокруг карбаса, как смерч. В какой-то момент нас преследовал военный катер, потом сгинул в волнах. Мрачная декорация гнала нас к воротам Северной Двины, островам Сельдяная кошка и Разбойник.

36861990_957054794457211_8038862254671659008_n

Ветер и дождь появился только тогда, когда мы уже давно шли Мурманским рукавом в пойме Северной Двины. У подхода к Архангельску нас встретила «Морошка» с водкой, сигаретами, закуской и гармоникой. Нас встречали Андрей Тарбаев, Поля Шкаруба, Алексей Сухановский и Олег Попов. Какое-то время мы тащили «Морошку» по ветру. Потом отстыкавались и парадно пошли вдоль набережной Архангельска. Пришвартовались в яхт-клубе…

36923513_957053671123990_1957553133244645376_n 36830394_957054564457234_1854566891297701888_n 36789133_957054617790562_2431105120516177920_n

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 18 июня

18-ое

Мы с Женей после ужина ушли гулять по освещенной золотом рассветного солнца Яреньге. Надо сказать, что это одно из самых живописных мест на Летнем берегу Белого моря. Песчаный берег завален топляком свыше всякой меры, так, что выбеленное дерево всех мастей – могучие бревна, завинченные штормом в узлы дубины, заточенные стихией гигантские сигары, перемешенные рукой великана, — образуют некий фантастический город, циклопический муравейник. В центре хаоса возвышается простреленный насквозь невероятных размеров ангар. Везде шляются абсолютно беспечные лошоди. Они все время, пока мы стояли на берегу, крутились вокруг нас – картинно валялись в песке, актерски терлись шеями и всячески притягивали к себе наше внимание.

36729737_956052307890793_5453849051277557760_n 36753839_956052297890794_8230388212338524160_n 36791374_956053404557350_2649177308966944768_n36802304_956052081224149_4232798808326537216_n 36766187_956052404557450_3909999382870622208_n 36754154_956052591224098_8507445493062696960_n 36763502_956052637890760_2116099127967219712_n 36788619_956052624557428_2988207424424378368_n36724767_956053261224031_3785249824375308288_n

36733965_956053604557330_7387488601187024896_n 36822046_956052791224078_4472431079768195072_n

Планировка Яреньги уникальна. От морского берега деревню отделяет река, которая аккуратно отрезает песчаный хаос от зеленого берега. Чтобы попасть на море, надо возвращаться в центр деревни и переправляться на морской берег живописными деревянными мостами. Мелкие ручьи впадают в соленое озеро в распаде между холмами. Кроме того, вокруг в лесах разбросаны множество пресных озер. Упадка не чувствуется – дома аккуратные и многие с излишествами. Возрождается краеведческий музей. На окраине странные поля кривых столбов и сосновая роща, выдвинутая на высокий берег моря.

Утром Женя с Пашей завели карбас в реку Яреньга. Нужно было отснять карбас рядом с понтончиком. Фальшкиль, который крепится на основной киль, делает карбас более мобильным, он может ходить против ветра, за счет того, что у него дополнительный плавник появляется. При этом он очень неудобен при осушках, лодка заваливается, ее близко к берегу не подвести. Вообще наш карбас – единственный со съемным навесным килем на севере. Это случилось благодаря старинной модели, которую мы нашли. Видимо, такой карбас должен стоять около понтона.

36791364_956053251224032_3911228400647274496_n 36756913_956053077890716_4372220748199100416_n

 

36714964_956053214557369_153238033620008960_n 36772323_956053367890687_1692131142263635968_n

В Яреньге познакомились с Маргаритой Петровной, у которой есть свой музей поморского быта. И с Александрой Леонтьевной – директором главного музея. К Маргарите Петровне мы попали, потому что капитан обнаружил за околицей замечательный весновальный карбас. Поморы на таких легких карбасах выходили в море, вытаскивали эти карбасы на лед, били белька. Между льдинами переезжали на весновальных карбасах. В 1958 году жили в них на воде.

36774714_956053494557341_3660097621285928960_n 36796984_956053094557381_5829300631138992128_n36763034_956052434557447_1200644999356612608_n36834672_956053131224044_373379502954250240_n 36734529_956052924557398_4581988518598803456_n 36761820_956053751223982_2383310711561388032_n36755253_956053587890665_6515299048243593216_n

Неожиданно в спешке соскочили на закате и ушли в море. Всю ночь двигались вдоль берега под парусом…

36700088_956053921223965_3343965965053329408_n

36859567_956053831223974_1285696385588396032_n 36752602_956053711223986_3470291531733139456_n  36821227_956053691223988_5777747485850075136_n

Читайте журнал «ЧИФАН» — chifan.space.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Автор — Чифан Ягубский: Поморский карбас, экспедиция 2018 года, 17 июня

17-ое

Под утро пошло попутное течения, легкий ветерок, мы снялись и пошли дальше, уже под парусами и на веслах дошли до Лопшеньги.

Надо рассказать про животных, которых вокруг нас было огромное количество. На нерп, выныривающих возле весла, мы перестали обращать внимание, к ним мы уже привыкли, появились стаи белух. Понятно, белухи — это эффектней, моднее: огромные белые, как молоко, животные. Сначала появлялись кольца грациозных тел, а затем шла длинная затухающая цепочка белых баранок. Как водяные блинчики, пущенные детской рукой. Тут и там выныривали жирные, водяные, морские зайци-лахтаки, с острыми, как морковь, ушами. Были и дельфины, которых мы посчитали миражом. Но в деревне нам подтвердили факт их существования. После запрета на охоту на морских млекопитающих, живности расплодилось немерено.

Пришли в Лопшеньгу. Это место тоже посещали в прошлом году. Песчаный пляж, топляк и деревня, тянущаяся вдоль моря.

36711007_955694197926604_8197947207660339200_n 36711057_955694211259936_5002712055942217728_n36802309_955694191259938_8761365797848219648_n

Хотели взять интервью с Николаем Майзеровым про карбас, но он приболел.

Но зато взяли интервью у другого местного корифея Николая Федорова? Он помор, судостроитель и яхтсмен – для нас приятное сочетание. Очень грамотный, артистичный мужик – интересно и много нового рассказал про всю династию карбасов. Он сформулировал важные моменты о том, почему карбас дожил до наших дней. Потому, что он прост в изготовлении. Шьют его из елочной доски, она легко гнется, а изгиб задает форму. Ты можешь согнуть доску под девяносто градусов и из этого материала сшить карбас. Доска плоская в миделе, в середине широкая, с плоским дном, она к штевням, к носу и корме выходит и становится вертикальной. Так формируется каплевидная форма корпуса.

36737288_955694381259919_5221652317413048320_n 36686750_955694577926566_6282750921629761536_n 36840928_955694361259921_595918869709717504_n

В этом году получилась настоящая этнографическая экспедиция – посетили уникальные для карбаса места, брали интервью у замечательных людей севера, настоящих подвижников.

Вечером вышли в Яреньгу. Новое место для карбас-экспедиции. Ветра не было – опять гребли повахтово и вечером дошли. За три часа мы прошли 8 миль. Это удачный туристический формат. Если только под парусом, будешь мерзнуть, а если все время грести, все может надоесть. Так что чередовать — очень правильно. На лодке нас всегда спасал самовар. Мы шли, как пароход на веслах, валил густой дым – чаепитие в Белом море.

36748614_955694677926556_7795921707360845824_n\

Читайте журнал «ЧИФАН» — chifan.space.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal