Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Таити. Новая мачта!

Морские практики

Ольга Хан

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Зимний Португальский и Испанский берег от Лагоша до Кадиза, 8-14 января

8 января. Марина Лагош

На борту «Джульетты» экипаж: Станислав Кудрин, Константин Золотарев, Дмитрий, Павло Мелешко и Евгений Шкаруба. Кроме того, у нас сейчас гостит Ильяс Нафиев — наш «неотложка» по разным техническим делам. Ильяс приехал, чтобы завершить установку дополнительного генератора на двигатель. Есть сейчас такая тема: на основной движок навешивают еще один, более мощный генератор. Если все получится, мы сможем забивать аккумуляторы на холостых оборотах основного двигателя. Посмотрим. Как и все новое, такие дела идут не быстро: собрали оборудование, поставили его, но подсоединили не правильно (работник Янмара напутал, думаю, и для него эта система в новинку) — сгорело реле. Теперь привезли новые реле, пытаемся разобраться. Как раз на борту оказался Костя, он электрик, вместе с Ильясом они разберутся.

Еще к нам приезжал Вячеслав Сазонов. Наверное, Слава будет следующим героем нашей рублики про настоящих морских практиков. Вот как, в вкратце, звучит его яхтенный послужной список: в сентябре прошлого года Вячеслав отучился на капитана, в начале октября купил лодку в Голландии, мы с ним встретились в конце октября в Испании, на берегу Бискайского залива, который он только что пересек. Теперь Вячеслав живет неподалеку от нас на своей лодке. Обживает Португалию и планирует, куда ему идти дальше.

Слава к нам приехал на машине и взялся помочь перевезти старый генератор Panda в Россию ремонтировать. Весь день они с Ильясом разбирают гениратор на мелкие кусочки, чтобы таможенникам было легче.

IMG_4296
9 января

Утром была уборка и инструктаж. Старую Panda вчера разобрали и увезли, а новый генератор, оказывается, тоже неисправен. Нужно его ремонтировать. Хорошо, что мы идем вдоль берега и каждый день заряжаем батареи в маринах, а когда пойдем в голымя надолго… Надеюсь, к этому времени уже все наладим.

Ильяс поехал разбираться с генераторам в Лиссабон, а мы стартуем в плавание из Португалии в Марокко. Первая часть нашего похода будет вдоль берега большого Кадизкого залива. Пойдем не спеша, из одной марины в другую, будем рассматривать португальский и испанский берега. Говорят, здесь между Лагошем и Кадизом удобно проводить зиму. Посмотрим на здешние «зимние квартиры».

1430, вышли из Лагоша. Поставили паруса и черепашьим шагом двинулись в порт Портимао…

Берега живописные, с длинными, широкими пляжами. Не смотря на то, что прохладно, здесь приятно прогуляться по песку во время отлива, а в летний сезон, наверное, совсем хорошо.

IMG_4318

Сегодняшний переход длиной в целых 6 миль. Ветра почти нет. Отлично подходит для того, чтобы познакомиться с веревками и парусами на борту.

1630 пришли в Портимао. Вход в гавань мелкий, всего три метра под килем. В марине нас встречает Слава Сазонов. Отсчет лага 75495 миль.

IMG_4333

У понтонов марины Партимао стоит много интересных лодок. Например, вот этот супер-мотосэйлер. Раньше я с такими посудинами был категорически не согласен, а теперь смотрю не так строго: ну и что, если он против ветра не ходит. Любой нормальный круизер скажет, что против ветра ходить вообще не надо. Зато сколько здесь места для велосипедов, бани и кадушек с квашенной капустой!

IMG_4351

Слава продолжает опекать нас на «своем» побережьи. Приехал на машине и отлично провез меня по хозяйственным магазинам. В первую очередь мы купили новый электрический кабель: белого цвета. Надоело стирать с белого пластика черные риски. И хоть прошлый кабель проехал с нами вокруг света, мы с ним расстанемся. Как пришла такая мысль купить на «Джульетту» черный кабель?

Портимао хоть и не Лагаш, но симпатичный городок, особенно, его огромные пляжи и скалы, а еще интересна старая часть города в крепости совсем рядом с мариной, жаль, мы не успели туда прогуляться.

10 января

Поменяли черный  провод на белый. Костя оказался в нужное время на «Джульетте».

IMG_4359

Попрощались с Славой и в 1418 вышли в море.

1430, поставили паруса. Ветер от N, с берега, до 20 узлов. Идем со скоростью 10 узлов. Идеальный яхтинг — несемся под ветром с берега, совершенно без волны. Учимся рулить. А в это время вдоль атлантического побережья Португалии штормит, притом сильно.

1750, пришли в марину Порту-Вилла. На ветру швартовались с трудом. Поленился спустить подруливающее устройство и нас слегка приложило к понтону. Хорошо, что здесь он оборудован пластиковыми отбойниками. Переход составил 20 миль.

Прошлись по городку, который так хвалят в лоции — глупый, безликий.

11 января

1225, вышли в море.

1235, поставили паруса. Ветер, вместо обещанного северного, южный . Подозреваем, что его вытеснил дневной бриз.

1600, лавируемся напротив мыса Фаро.

1700, прошли мыс Кабо-де-Санта-Мария. Ветер слабый. Лавируемся. Совсем медленно. Нам некуда спешить, идем к времени полной воды в речке Гвадиана. Лоции и диспетчер в марине говорит, что самое сложное место здесь, — банки на входе в реку.

1950, ветерок усилился. К входу в реку нужно прийти к двум ночи. Тогда будет полная вода.

2120, зарифили стаксель. Чтобы медленнее идти.

12 января

0100, начали заходить в Гвадиану. Глубина над банками в самую полную воду пять метров. Сейчас на море спокойно, а во время волнения здесь наверняка стрёмно.

0140, форватер в реке не обставлен толком. Где-то слева большие мели, а с права, совсем близко, длинный не обозначенный мол. Неожиданно оказались в потоке приливного течения, хотя планировали подойти сюда во время стояния воды.

0210, пришвартовались в марине Вила-Реал-де-Сан-Антонио. Обалдеть, как сложно это делать на течении. Марина стоит на самой стремнине. Проход между понтонами узкий, лодку развернуло лагом и потащило так поперек канала. Ну и мы, конечно, напортачили. Не тот швартов завели первым.

Так или иначе, никого не задели, сами целые, счастливые этим легли спать. Переход составил 50 миль.

IMG_4394

Утро.

IMG_4413

Сова. С огромными всевидящими глазищами, качает головой и пугает противных чаек.

IMG_4415

Марина забита битком.

IMG_4422

Приехал Ильяс. С новым генератором.

IMG_4305

Вечером гуляли по Сан-Антонио. Зашли в булочную-забегаловку. Кажется, весь город приезжает сюда за хлебом и пирожными. Ильяс большой ценитель сладкого, да и я не могу оставить его одного.

Вил- Реал-де-Сан-Антонио — красивый, спокойный, солнечный город. Кроме нас, круизов, ни одного туриста.

IMG_4457
IMG_4442
 IMG_4443

Лунная ночь над Гвадианой. Почти Куинжи.

IMG_4472
13 января

Утром сели с Ильясом на старый паром и поехали на другой берег. Это уже испанская сторона и городок, в котором мы гуляли, называется Айямонте. Здесь тоже есть марина, но почти пустая. Думаю, секрет в том, что Португалия дешевле.

IMG_4476IMG_4484

 

Зеленый люк в трюм.

IMG_4495

1525, распрощались с Ильясом. Костя и Стас обещали наблюдать за новым генератором. Неужели все получилось? Выходим из речки в море. Что бы мы делали с «Джульеттой» без таких товарищей?

Открыли стаксель. Ветер попутный, тянет нас из реки в море.

1600, прошли по фарватеру.

1620, поставили глухо зарифленый грот. Ветер NE, до 20 узлов. Переводим время на испанское.

1942,  несемся отличным багштагом, ветер с берега, до которого всего 10 миль. Рулить не сложно, вокруг полно ориентиров.

2100, ветер усиливается, «Джульетта» рыскает на курсе. Убрали грот. Лодка пошла ровнее.

2130, ветер до 23 узлов. Если так пойдем, придем в порт раньше, чем нужно. Сегодня идем в порт Чапионе. Таже история: заходить нужно по полной воде, на входе мелко. Это неудобно, потому что расстояние между маринами всего на 6-8 часов ходу, а  выходить и заходить нужно в полную воду. С одной полной водой вышел, с другой — зашел. Между полными водами 12 часов. И можно прийти быстрее, но приходится притормаживать.

2210, ветер зашел к берегу и немного скис. Очень хорошо, что заходим в незнакомый порт без волны.
14 января

0200, вошли в гавань Чапионе. Клиренс на входе 2 метра. Уровень прилива сейчас тоже 2 метра, значит, на малой воде не пройти. А лоция и диспетчер марины говорили, что прийти можно в любое время. Злюсь на них, особенно на работников марины. Мы стоим у понтона, я спрашиваю: «Сколько глубина у соседнего понтона?» Уверено отвечают, что везде пять метров. В это время я вижу на эхолоте всего метр под килем. Ни за что не отвечают люди… Береговые крысы.

Переход составил 55 миль. Скромно, по-домашнему выпили за Старый Новый год и легли спать.

Днем гуляли по городку. Сейчас, когда здесь почти нет туристов, город смотрится, а вот с туристами, здесь, наверное, тоска.

1350, вышли из гавани. Отсчет лага 76087 миль. Снова греется генератор. Отключили его.

Поставили стаксель. Идем со скоростью 8 узлов. Ветер 25 узлов NE с берега.

1430, огибаем мыс Пунто-дел-Перро.

Грот не  ставим, до Кадиза всего 15 миль, а места вокруг мелкие и непредсказуемые. Только что прошли над необозначенной банкой. Глубина под килем упала до 4 метров. Отошли в море и идем так не приближаясь к шальному мелководью. Стас, кстати, рассказал о том, как он с друзьями построил плот и сплавился по Каме. И было это уже лет сто назад. Счастливое время.

JSMK1466

Костя и Стас ушли спать до своей вахты. Наконец-то, поняли, что нужно отдыхать днем.

1530, ветер на порывах до 28 узлов, с берега, неужели такое бывает! Под одним стакселем идем 8 узлов. В заливе метровая волна.

1630, пришли в марину Пуэрто-Америка Кадиза. Как-то лет семь назад мы пытались сюда встать, но было лето и мест не было, а теперь зима, марина пустая.

Закончилось наше плавание из Лагаша в Кадиз. Хороший берег и с погодой нам очень повезло.

 зимняя Португалия - Испания
Яхт-школа «Морские практики»

Встретил в «Катерах и яхтах» такую статью от 1968 года. Вопросы, которые здесь поднимаются, любопытны и актуальны и сегодня.

Без спасения нет вознаграждения

— Эта старинная формулировка морского права выражает основное условие проведения спасательных операций на море. Иногда ее применение приводит к возникновению довольно любопытных ситуаций. Вот одна поучительная морская история, она заслуживает того, чтобы напомнить о ней, хотя с тех пор и прошло 65 лет!

«Простой матрос проявил стойкость! Один из всего экипажа на опрокинутом судие! Капитан и офицеры бросили парусник на произвол судьбы!» — Под такими заголовками газеты того времени сообщали о необычайном 13-дневном плавании матроса Дени и многодневном судебном разбирательстве всех последствий его поведения.Итак, начнем по порядку.26 октября 1902 г. в Валенсийском заливе трехмачтовый парусник «Турни» французской компании «Дор» попал в зону прохождения мощного шквала. Порывом ветра парусник накренило так резко, что груз в трюмах сместился, и судно легло на борт. Палуба «Турни» оказалась наполовину в воде, однако водонепроницаемость люковых закрытий не нарушилась, и вода внутрь корпуса не поступала.Проходившее поблизости пассажирское судно сняло с «Турни» экипаж, однако когда подсчитали спасенных, выяснилось, что одного матроса — Дени — нет. Решили, что его смыло волной и он утонул. Подготовили «про-эллу» — небольшой восковой крест, которым на кладбище заменяют тело погибшего в море…Пассажирское судно полным ходом покинуло место аварии. Его капитан, связанный жестким расписанием, отказался даже совершить обычный в таких случаях прощальный круг. Нужно было наверстывать потерянное время! К тому же, он был убежден, что «Турни» погружается и вот-вот затонет. «Без сомнения,— заявил он,— судьба парусника решена и скоро он окажется на дне морском». Однако «Турни» не погиб. Крен оставленного на произвол судьбы судна еще некоторое время увеличивался, но когда море успокоилось, прекратилось и увеличение крена. Судно, лежа на борту, слегка покачивалось на небольших волнах… Пять дней спустя, в ночь на 1 ноября, с шедшего под военным флагом транспорта «Изер» заметили дрейфующее в неестественном положении судно. Это был все тот же парусник «Турни». Ветер свежел. Начинался шторм, но командир «Изера» приказал взять заброшенный парусник на буксир. Делалось это отнюдь не для спасения «Турни»: просто следовало удалить полузатопленный объект, представлявший опасность для судоходства. Конечно, проще было бы взорвать аварийное судно, но на «Изере» не оказалось взрывчатки. Подойти вплотную к «Турни», чтобы заложить буксир, было нелегко. Мешали волны и необычное положение аварийного парусника. И вот во время одного из маневров «Изера» на паруснике заметили человека. Знаками он показывал, что остался один на судне. «Изер» снова приблизился и с его борта закричали: «Ближе подойти не можем! Бросайтесь в воду, мы вас вытащим…» Ответ всех поразил. Человек на паруснике, — а это был Дени, — заявил, что он не просит о спасении, а требует подать буксирный конец. Он наотрез отказался покинуть «Турни». Тон его голоса и жесты показывали, что одинокий моряк, безусловно, отдает себе отчет в совершаемых действиях.Снять Дени силой было нельзя, поскольку командир транспорта так и не рискнул подойти к паруснику ближе. Еще некоторое время он переговаривался с Дени, затем, убедившись в тщетности своих усилий, приказал оставить место аварии. В ближайшем порту он сообщил властям координаты дрейфующего «Турни». В тот момент парусник находился в 140 милях к северо-западу от Орана…Штормило. Никто так и не вышел на помощь. Правда, коль скоро «Турни» еще сохранял плавучесть, было заманчиво спасти его (парусник представлял немалую ценность), однако буксировать в такую погоду аварийное судно не представлялось возможным. Дени по-прежнему оставался один в бушующем море…Прошло еще семь дней. 8 ноября, т. е. через 13 суток после катастрофы, английский пароход «Сириэн Принс» вновь обнаружил (и опять совершенно случайно) плавающий на борту парусник «Турни». На этот раз Дени выставил непременное условие: «Согласен на буксировку, рассматривая Ваши действия только в качестве услуг». Тем самым он отвергал возможность истолковывать факт буксировки как «спасение в связи с подачей сигнала бедствия». Это не только лишало спасателей права претендовать в дальнейшем на парусник как на брошенное экипажем судно, подобранное ими в море, но и существенно ухудшало их позиции при решении вопроса о сумме вознаграждения. Дело в том, что поскольку буксировка «Турни» уже не могла рассматриваться как спасение, согласно действующему на море принципу «без спасения нет вознаграждения» у спасателей из-под носа ускользала значительная сумма.По-английски Дени разговаривал довольно плохо. Его одежда и манеры свидетельствовали, что перед англичанами — простой матрос. Однако он проявил твердость духа и сообразительность, свойственные, пожалуй, самым опытным капитанам. На «Сириэн Принс» только пожимали плечами, выслушивая его доводы, но в конце концов согласились. Дени самостоятельно подал матросам парохода буксирный трос, а затем стал на руль. Отметим, что с точки зрения морского права эти факты очень важны!Когда караван достиг Алжира, капитан «Сириэн Принс» обратился в суд, требуя вознаграждения в виде суммы, равной третьей части стоимости парусника. Однако суд пришел к выводу, что рассматриваемая операция не была спасением, и ему выплатили лишь незначительную сумму как за обычную буксировку. Самое интересное, что потерял свои права на судно бывший капитан «Турни», который являлся одновременно и его хозяином. По решению суда во владение судном вступил матрос Дени. Он получил «Турни», выиграв тяжелое единоборство со стихией…Как же все это произошло? Почему же он не покинул судно вместе со всеми? Был ли его поступок преднамеренным? Дени никогда на эти вопросы не отвечал, но многие, зная финал происшествия, считали, что он остался на «Турни» совершенно сознательно. Он мог заметить, что судно перестало крениться и не тонет, и, конечно же, знал, что съестными припасами и пресной водой будет обеспечен в избытке. Но понимал ли он при этом, какой опасности подвергает себя, сказать трудно. Во всяком случае, он проявил огромное самообладание, которое и было вознаграждено самым достойным образом.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>